кстати, "стандартная модель" искомого естественно-научного общества уже есть
носов её для своего незнайки позаимствовал
Томмазо Кампанелла "Город Солнца"
[url=http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt]http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt[/url]
Гостинник: Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их
систему управления. Это меня особенно интересует.
Мореход: Верховный правитель у них -- священник, именующийся на их
языке "Солнце", на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является
главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он
выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и
Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное
искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше
Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением,
укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их
обслуживающими.
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные
науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и
учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу
наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт,
Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего
одна книга, под названием "Мудрость", где удивительно сжато и доступно
изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев.
По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние,
нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно
стройной последовательности отображающей все науки. На внешних стенах храма
и на завесах, ниспадающих, когда священник произносит слово, дабы не терялся
его голос, минуя слушателей, изображены все звезды, с обозначением при
каждой из них в трех стихах ее сил и движений.
На внутренней стороне стены первого круга изображены все математические
фигуры, которых значительно больше, чем открыто их Архимедом и Евклидом.
Величина их находится в соответствии с размерами стен, и каждая из них
снабжена подходящей объяснительной надписью в одном стихе: есть там и
определения, и теоремы, и т. п. На внешнем изгибе стены находится прежде
всего крупное изображение всей земли в целом; за ним следуют особые картины
всевозможных областей, при которых помещены краткие описания в прозе
обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей; также и
алфавиты, употребляемые во всех этих областях, начертаны здесь над алфавитом
Города Солнца.
На внутренней стороне стены второго круга, или второго ряда строений,
можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых
всякого рода камней, минералов и металлов, с пояснениями при каждом в двух
стихах. На внешней стороне изображены моря, реки, озера и источники,
существующие на свете; так же как и вина, масла и все жидкости; указано их
происхождение, качества и свойства; а на выступах стены стоят сосуды,
наполненные жидкостями, выдержанными от сотни до трехсот лет, для лечения
различных недугов. Там же, с соответствующими стихами, находятся и подлинные
изображения града, снега, грозы и всех воздушных явлений.
На внутренней стороне стены третьего круга нарисованы все виды деревьев
и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены
строений; они снабжены пояснениями, где какие впервые найдены, каковы их
силы и качества и чем сходствуют они с явлениями небесными, среди металлов,
в человеческом теле и в области моря; каково их применение в медицине и т.
д. На внешней стороне -- всевозможные породы рыб речных, озерных и морских,
их нравы и особенности, способы размножения, жизни, разведения, какая от них
польза миру и нам, равно как и сходства их с предметами небесными и земными,
созданными природой или искусственно; так что я был совершенно поражен,
увидев рыбу епископа, рыбу цепь, панцирь, гвоздь, звезду, мужской член, в
точности соответствующих по своему виду предметам, существующим у нас. Там
можно увидеть и морских ежей, и улиток, и устриц и т. д. И все достойное
изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено
пояснительными надписями.
На внутренней стороне четвертого круга изображены всякие породы птиц,
их качества, размеры, нравы, окраска, образ жизни и т. д. И Феникса они
считают за действительно существующую птицу. На внешней стороне видны все
породы пресмыкающихся: змеи, драконы, черви; и насекомые: мухи, комары,
слепни, жуки и т. д., с указанием их особенностей, свойств ядовитости,
способов применения и т. д. И их там гораздо больше, чем даже можно себе
представить.
На внутренней стороне стены пятого круга находятся высшие земные
животные, количество видов которых просто поразительно: мы не знаем и
тысячной их части. И такое их множество и таковы их размеры, что изображены
они и на внешней стороне круговой стены. Сколько там одних только лошадиных
пород, какие все это прекрасные изображения и как толково все это объяснено!
На внутренней стороне стены шестого круга изображены все ремесла с их
орудиями и применение их у различных народов. Расположены они сообразно их
значению и снабжены пояснениями. Тут же изображены и их изобретатели. На
внешней же стороне нарисованы все изобретатели наук, вооружения и
законодатели. Видел я там Моисея, Озириса, Юпитера, Меркурия, Ликурга,
Помпилия, Пифагора, Замолксия, Солона и многих других; имеется у них и
изображение Магомета, которого, однако, они презирают, как вздорного и
ничтожного законодателя. Зато на почетнейшем месте увидел я образ Иисуса
Христа и двенадцати апостолов, которых они глубоко чтут и превозносят,
почитая их за сверхчеловеков. Видел я Цезаря, Александра, Пирра, Ганнибала и
других достославных мужей, прославившихся на войне и в мирных делах, главным
образом Римлян, изображения которых находятся на нижней части стен, под
портиками. Когда же стал я с изумлением спрашивать, откуда известна им наша
история, мне объяснили, что они обладают знанием всех языков и постоянно
отправляют по свету нарочных разведчиков и послов для ознакомления с
обычаями, силами, образом правления и историей отдельных народов и со всем,
что есть у них хорошего и дурного, и для донесения затем своей республике; и
все это чрезвычайно их занимает. Узнал я там и то, что Китайцами еще раньше
нас изобретены бомбарды и книгопечатание. Для всех этих изображений имеются
наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками
наглядным путем до достижения десятилетнего возраста.
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем,
чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются
над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей,
пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя
находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств,
посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все,
относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится
ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами.
Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех
правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики
обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во
взаимном согласии все остальные.
Гостинник: Но скажи, пожалуйста: все эти их должности, учреждения,
обязанности, воспитание, образ жизни, -- что это: республика, монархия или
аристократия?
Мореход: Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения
Монголами и насильниками разорившими их родную страну, и решил вести
философский образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена среди
остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том
основании, что у них все общее. Распределение всего находится в руках
должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим
достоянием, то никто не может ничего себе присвоить.
Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается
тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей.
Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына
богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного
состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего
не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и
лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда
мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине.