Anik писал(а):Source of the post Нет, не согласен!
Возникает впечатление, что лекцию писал человек, который сам слабо разбирается в гироскопии.
Ваша позиция понятна.
... гироскоп на рис. 12 вокруг вертикальной оси повернуть не удастся до тех пор, пока ось ротора не совместится с вертикальной осью. Это несмотря на то, что автор лекции пишет (к рис. 12):
Приведем обойму во вращение вокруг вертикальной оси с угловой скоростью
(вынужденная прецессия), и кольцо с гироскопом будет поворачиваться в обойме до тех пор, пока направления
и
не совпадут.
Да не приведёт он во вращение обойму!
Не надо приводить во вращение. Надо повернуть. Приложит усилие, создаст момент сил вокруг вертикальной оси и повернёт. Если обойма с гироскопом в подшипнике то гироскоп с некоторым усилием повернётся в вертикальное положение. Если подшипник обоймы застопорен, то гироскоп, есно, в вертикальное положение не встанет, но вокруг вертикальной оси обойма всё равно повернётся, правда бОольшим моментом сил, против лома нет приёма.
В случае с полуштангой, речь будет идти уже о тяжёлом гироскопе (неуравновешенном). Тут уже возникает вращающий момент сил тяжести, который и заставляет полуштангу прецессировать вокруг вертикальной оси. Не "спортсмен" раскручивает полуштангу вокруг себя, штанга сама прецессирует вокруг "спортсмена" за счёт момента силы тяжести, действующего на вращающийся блин.
Вот если вместо спортсмена полу штангу с раскрученным диском под вешать на верёвку, то Ваша правда.
В некотором частном случае, всё условие не будем перечислять, штанга процессирует сама, оставаясь в горизонтальной плоскости, с некоторой угловой скоростью.
К этому непременно следует добавить.
Если эту угловую скорость внешним воздействием уменьшить, то наружный конец с вращающимся диском нескольколько опустится, а если увеличить, то наружный конец с вращающимся диском несколько подымется (неужели Вы с этим не согласны?). Что собственно и выполняет спортсмен, а дальше дело техники.
(Наверное, я много понаписал?)
Да ладно. Не надо в условие задачи вносить ненужные дополнения. Это уже другая задача получается.
Со штангой уже всё понятно?
Теперь про самолётики.
Фигуры простого пилотажа _ 2,9 МБ
{aerodynamics11}
[url=http://spox.ru/uploads/filestore/figuri_pr...go_pilotaja.pdf]http://spox.ru/uploads/filestore/figuri_pr...go_pilotaja.pdf[/url]
Что бы не копировать привожу здесь
ВЛИЯНИЕ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО МОМЕНТА ВОЗДУШНОГО ВИНТА
Допустим, что масса воздушного винта левого вращения самолетов Як-52 и Як-55 сосредоточена в двух грузах 1 и 2 (Рис. 4). В момент, когда воздушный винт находился в вертикальном положении, летчик отклонил ручку управления на себя, что привело к поднятию относительно горизонта капота самолета. Поднятие капота самолета приведет к возникновению скорости грузов и относительно поперечной оси Z, дополнительно к имеющейся уже окружной скорости относительно продольной оси X. Когда грузы займут горизонтальное положение, то по инерции они будут стремиться сохранить приобретенную скорость и при поднятии капота относительно горизонта. В результате действия этих скоростей грузов (направленных в противоположные стороны-груза 1' назад, груза 2' вперед) возникает момент, называемый гироскопическим моментом воздушного винта Му.гир, под действием его самолет начинает разворачиваться влево (при воздушном винте левого вращения).
Рис. 4 К объяснению гироскопического действия воздушного винта левого вращения на самолетах Як-52 и Як-55
Рис. 5 Гироскопическое действие воздушного винта левого вращения на самолетах Як-52 и Як-55
Реакция самолета, возникающая при отклонении рулей из-за действия гироскопического момента воздушного винта, зависит от направления перемещения капота самолета (Рис. 5).
Таким образом, направление перемещения капота самолета относительно горизонта при действии гироскопического момента воздушного винта находится путем перемещения его на 90° вокруг оси воздушного винта в сторону вращения.
Влияние гироскопического момента воздушного винта в полете компенсируется отклонением элеронов и руля направления (чаще руля направления) в соответствующую сторону, создавая момент, противоположный гироскопическому.
Например, на самолетах Як-52 и Як-55 при взятии ручки управления на себя возникающий момент парируется отклонением руля направления вправо (нажатием на правую педаль).
Так что anik самалётки летают и эффект наблюдается. :yes: