Сообщение Anik » 29 ноя 2013, 17:48
Я хочу знать: как устроен мир, в котором я живу?
Кто мне ответит на этот вопрос? Все говорят по разному, но кому верить? Кому или чему верить приходится решать самому. Но как отличить истину ото лжи, и что есть истина, а что ложь? Можно ли в этом мире найти точку опоры, какова степень достоверности наших знаний о мире и что лежит в основе наших знаний? Вера? Чего стоит наша вера?
Говорят, что дурак никогда не признается, что он дурак. А может быть, я дурак, и мои знания вместе с моей верой в них не стоят и ломаного гроша? Но это для других, а я верю в свои знания и этого с меня достаточно. Правда, не совсем достаточно, иначе, зачем обо всём этом писать? Хочется, чтобы в эти знания поверил бы кто-нибудь ещё. Но для того, чтобы в знания кто-то другой поверил, одной только моей веры в них недостаточно, нужно что-то ещё. Вообще что такое знание? Познаваем ли мир, а может быть, его не следует познавать?
Подобных вопросов можно задать много. Интуитивно чувствуется, что эти вопросы стоят в самом начале наших представлений о мире и представления о месте, которое мы занимаем в этом мире. На них приходится искать ответы, независимо от их сложности.
С чего же начать? Начну с себя. Я существую, это факт, в который я верю. Существует также природа, которая окружает меня. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести эксперимент. Я – это то, что ограничено моей кожей. Когда я бью палкой какой-нибудь живой или не живой предмет природы, то мне не больно, но когда палкой бьют меня, то это совсем другое дело. Какова же моя заслуга в том, что я существую? Я появился на свет маленьким и беспомощным созданием и даже не помню этого потому, что вообще ничего ещё не соображал. Приходится согласиться с тем, что моей заслуги в моём рождении нет. Может быть, что это заслуга родителей? Наверное, мои родители обладали какими-то исключительными способностями, что сумели создать такое великое творение природы, как Я. Вообще – да, но велика ли заслуга родителей в том, что они способны произвести на свет ребёнка? Почему в роддоме иногда задают вопрос: ребёнок желанный или нет? Выходит, что ребёнок может возникать вопреки желанию родителя? Так чья же заслуга в том, что я существую? На этот вопрос есть легкомысленный ответ: просто так устроено в природе. Отсюда и получается, что человек создание природы, её дитя, её часть. И наступает момент, когда это дитя, подрастая и питая свои силы опять-таки от природы, заявляет: я хозяин природы, я её властелин! История знает немало примеров тому, какими негативными последствиями для самого же человека оборачивалась такая мания величия.
Так что же первично, человек или природа? Ставить вопрос так, значит противопоставлять человека природе. Человек рождается и умирает. С этим фактом вряд ли будет спорить любой идеалист. Означает ли это, что всякий раз вместе с ним рождается и умирает природа? Но человечество существует непрерывно и гораздо дольше, чем отдельная его особь. Сколько же должно существовать природ? Столько же сколько людей? А как быть с животными? Нужно занимать крайне, эгоцентрическую позицию, чтобы считать, что я и моё сознание единственны в своём роде и что другие люди это вовсе не люди, а плод моего воображения.
Можно ещё говорить о бессмертии души, о перевоплощении, о том, что душа существует почти независимо от тела и после смерти тела ищет, в кого бы ей снова поселиться. Однако не будем лишать людей веры в красивые сказки. Критика очень редко бывает конструктивной. Займёмся лучше построением фундамента наших знаний, я имею в виду своих единомышленников. Мы будем считать, что природа первична, а человек – это её часть, которая существует в ней в течение весьма ограниченного времени. Нужно уметь принимать истину, как бы горька она ни была.
Так что же представляют собой наши знания, каким образом их можно кому-то передать? В чём заключается принудительная сила речи? В наличии в ней приёмов внушения или гипноза? В количестве примеров и «очевидцев»? В ссылке на авторитеты или, наоборот, нужно придерживаться мнения большинства и ставить вопросы на голосование?
Ответ такой: наши знания должны опираться на объективные законы природы. Наш разговорный язык, как средство передачи информации, должен подчиняться правилам грамматики, а наши мысли должны подчиняться законам логики, иначе наша речь будет пустой и бессвязной. Это похоже на музыку. Музыка – это не просто хаотичный набор звуков. Для того чтобы музыка что-то выражала, она должна подчиняться законам гармонии.
Здесь важно понять, что законы грамматики, законы логики, законы гармонии, впрочем, как и законы других наук, - это, прежде всего, законы природы.
Что же представляют собой законы природы? Откуда они берутся? Как мы о них узнаём?
Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужно сначала определиться с тем, каким образом можно изучать природу.
Последний раз редактировалось
Anik 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test