SFResid писал(а):Source of the post FirstKage писал(а):Source of the post При условии, однако, что центр масс находится в точности на продолжении вектора равнодействующей всех сил, приложенных к телу. Вас немного недоучили, видимо, раз не сообщили об этом.
Нарушение этого приводит к возникновению момента сил относительно центра масс, но никак
не влияет на ускорение центра масс.
Это заблуждение и привело вас к тому противоречию, о котором Вы сообщали в самом начале.
Это не заблуждение - ТС прав, а вы нет. Во-первых, суммарный момент сил не влияет на движение центра масс. Во-вторых реакция опоры проходит через центр масс и НЕ создает момента. Сила тяжести также не создает момента. В результате момент этих двух сил всегда будет равен нулю.
(1) Проекция реакции опоры
на вертикальную ось равна
и
, где
- сила тяжести.
(2) Проекция
на направление движения равна
$$ -F_{òð.êà÷} $$ и ничем не компенсирована.
(3)
;
.
Следовательно, все силы, действующие на диск можно заменить одной силой трения качения, приложенной в центре масс диска. Отсюда видно, что одной этой силой для описания движения диска не обойтись.
Почему-то все проигнорировали (такое уже не в первый раз) правильный ответ Андрея Зыкова, данный в #17._____________________
Механизм явления мне видится таким. Пусть имеется твердое колесо, свободно катящееся по твердой плоскости (деформации отсутствуют). Линейная скорость Ц.М. и угловая скорость вращения диска связаны кинематически и постоянны во времени. В этом случае сила трения покоя равна нулю. Если центр масс колеса начинают ускорять/замедлять, то появляется сила трения покоя, которая поддерживает связь между угловой скоростью и скоростью центра масс. Для тела вращения (диск, кольцо, шар), момент инерции которого равен
, эта сила вычисляется так:
$$\displaystyle F _{òð.ïîê}=-\frac {1} {1+\frac {1} {k}}P_x$$" title="$$ $$" align="middle" style="border: 0; vertical-align: middle">P_x$$ - проекция силы на линию движения центра колеса;
- коэффициент, пропорциональный моменту инерции тела.
Отсюда видно, что при тормозящей силе
, сила трения покоя
$$F _{òð.ïîê}$$ ускоряющая и чем больше момент инерции, тем больше эта сила, тем больше ускорение центра масс колеса.