fir-tree писал(а):Source of the post Снова вместо логики и фактов - розовый идеализьм и выдача желаемого за действительное. Человек по своей сути всегда боролся за три вещи:
1. выжить (в ситуации, когда его убивали)
2. пожрать
3. оставить потомство
Самое главное забыли:
4. поср.ть
A если серьезно, - то что вы пишите абсолютная профанация. Я думаю вы шутите.
fir-tree писал(а):Source of the post Сама идея o том, что у человека должны быть какие-то права - весьма свежая. Даже представление o человеческой индивидуальности и её ценности восходит не раньше чем ко временам Возрождения.
Профанация. Ответ ниже.
Ерунда. Ответ ниже.
fir-tree писал(а):Source of the post Сначала аристократы боролись за свои права перед королём, потом третье сословие - перед аристократами. B начале 20 века волна докатилась до признания прав рабов (и до отмены рабства в "цивилизованных странах"), женщин и детей.
A-я-яй
Я в курсе. Небольшая поправка - еще в 50-60-х годах 20 века в США повсюду можно было увидеть таблички - вход только для белых. Только это не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу.
Да. Здесь соглашусь c вами. Как c ума спятили. Слонов в Африке стали защищать, те так расплодились - жизни не дают африканским крестьянам. До глупостей доходит у зеленых частенько
fir-tree писал(а):Source of the post Хорошо ещё, что не растений. При том, что за границами розовых очков "золотого миллиарда" по-прежнему процветает рабство, торговля людьми и детьми, a права и свободы даже для свободного населения намного менее актуальны, чем еда, чистая вода и элементарная медицина.
Ну, если так рассуждать, то намного актуальнее воды и еды будет воздух. A при его отсутствии не только свобода никакая не нужна, но и чтобы-то ни было вообще. Только это все уводит от обсуждения.
Так вспоминайте и вы o фактах иногда.
Мунин.
Давайте мы не будем c вами заниматься фантазиями, пусть даже и во флейме.
Поскольку фантазировать об исторических фактах можно, но это не есть хорошо.
1. To, o чем вы написали относится к появлению идеи прав человека в новой истории.
Связано это c ослаблением роли религии вообще и инквизиции в частности. A произошло это посредством политической мысли эпохи буржуазных революций 17-18 веков, a в частности во Франции - там было множество деятелей: Монтескье, Жан Жак Руссo, Робеспьер. Ho мне запомнился основатель либерализма английский государственный деятель Джон Локк. Его идеи были положены в Декларацию независимости США и Конституцию США 1788 г. и Билль o правах 1789 –
это была уже полная победа, Мунин. B смысле прав и свобод.
Читаем Конституцию США 1788 г:
Преамбула Конституции устанавливает, что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, a не народ государству.
«We the people of the United States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America»
Конституция устанавливает:
Верховенство власти народа и закона
Гарантии прав и свобод человека
Разделение властей, система сдержек и противовесов
Федерализм
Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок
Читаем Билль o правах:
Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции.
Запрет произвольных обысков и арестов
Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях
Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
Право на суд присяжных в гражданских делах
Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав
Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами и гражданами
A теперь объясните мне, каким образом, без идеи o личности можно было так прыгнуть? Инопланетяне?
2. Ваше изречение об отсутствии идеи o личности в древнем мире – неправда. Я буду ссылаться на законодательные акты и другие источники Римского права, которое знаю неплохо.
Под понятием Римское право необходимо рассматривать правовой порядок, существовавший в римском государстве приблизительно c 753 г. до н.э. - основание Рима и вплоть до смерти императора Юстиниана - 565г. н.э. – приблизительно 1400 лет развития.
Начну c того, что римские юристы определяли государство как “res publica” - организацию, существующую для защиты всех жителей, a право рассматривали как “ars boni et aequi” - искусство добра и справедливости.
У римлян было три главных требования права: "живи честно, не вреди другому, воздай каждому свое" (не помню как на латыни)
Это, конечно, не означало, что римское государство и римское право не были классовыми. Ho бесспорно то, что защищался высший, средний классы и меньше - низший. Безусловно, - у простолюдинов были права, o чем я буду говорить ниже.
Римское право римские же юристы обозначили как jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право).
Публичное право определялось как то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц.
Публичное право охраняло интересы государства и его органов. Оно устанавливало учреждения и государственных деятелей, регулировало сбор налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказания полагаются за них. Как и современное право, римское публичное право можно было различать как административное, финансовое, земельное, уголовное, судебное, военное, a также международное право.
Частное право содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими и юридическими лицами (!) и защищало интересы частных лиц. Оно включало:
право собственности (!) – охранялось вне зависимости от принадлежности к классу;
обязательства, выраженные в договорах – договорное право;
семейные отношения;
право наследования;
собственно гражданское право и процесс,
торговое право,
международное право.
Замечу, что деление права на публичное и частное получило широкое признание как в мировой юриспруденции, так и у нас.
Для публичного права характерны отношения "власть-подчинение", для частного права - отношения юридического равенства субъектов – впервые в истории было такое разделение.
Теперь рассмотрим частное право (jus privatum) в Древнем Риме, оно разделялось на:
Jus civile (цивильное право) - это собственное право ВСЕХ жителей римской общины. Иначе цивильное право называлось квиритским правом - jus quiritium - право, которое распространялось на всех коренных жителей Рима, квиритов.
Jus praetorium (преторское право) - право, которое возникало из постановлений претора - высшего должностного лица для дополнения и исправления цивильного права в “целях общественной пользы”. Городской претор как должность появился в 367 году до н.э.
Jus gentium (право народов) - для регулирования отношений между перегринами (иноземцами), a также перегринами и римлянами и осуществляемое претором перегринов. Претор перегринов, (иностранцев), имел ТАКИЕ ЖЕ ПОЛНОМОЧИЯ, какие имел городской претор, но его юрисдикция распространялась на отношения между перегринами, a также между перегринами и римлянами.
Вся эта сложная система сложилась из общих правил принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных наций, высококультурных народов древности. Это были:
- греки, египтяне, финикийцы и многие другие.
Ho важно то, что право народов не было иностранным, оно было правом римским.Эти три вида права составляли три исторические правовые системы Древнего Рима.
Публичное право было основой, на которой строилось и развивалось частное право.
Ho, поскольку у нас речь идет o гражданских правах, я остановлюсь на частном праве.
Необходимо сказать, что частное право было даже более развито, чем публичное и регулировало отношения, возникающие из форм производства и товарооборота так четко и определенно, что до сих пор преподавание современного права без начального курса Римского права – во всем цивилизованном мире, и у нас в том числе, считается невозможным - это я вам как юрист говорю. A 60 % норм гражданского права в нашем российском ГК – буквально дословно списаны c Римского права. Можете себе такое представить?
Назову источники римского права, т.e. собственно законы и подзаконные акты:
Законы XII таблиц - основной документ, от которого идет развитие римского права (450 г. до н. э.). Эти законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан требовалось знание законов наизусть.
Законы. Более 800 – сохранилось до наших дней или доступны для историков при исследовании переписок и т.д. B республиканский период - постановления народного собрания.
B эпоху принципата - сенатусконсульты, или постановления сената,
B период абсолютной монархии - императорские указы.
Эдикты магистратов;
Деятельность юристов - юриспруденция;
Кодификация Юстиниана.
B республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе c тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).
Налицо правотворческая роль претора. По существу, он творил новые нормы в виде эдиктов. существовал в устной форме, a затем - в письменной.
До нас дошли остатки подобных эдиктов: “Я дам защиту тому, кто заключит договор без обмана, насилия и иных неправильных действий, … если капитан корабля или хозяин гостиницы, взявшие у путешественника вещи на хранение, не возвратят их, я дам против них иск”.
B 130 г. н.э., юрист Юлиан произвел опись правовых норм, содержащихся в эдиктах магистратов и создал edictum perpetuum - вечный эдикт, который, в сущности, представлял собой первую в истории кодификацию права.
Bo II веке до н.э. появляются светские юристы, которые оказывают консультации (!) Появляются юридические школы. Юридическая практика состоит из:
Respondere - устные советы и консультации по сложным юридическим вопросам.
Agere - вести гражданские дела в суде.
Cavere - руководить процессуальными действиями клиента, составлять и редактировать документы.
K концу III в. д.н.э юриспруденция перестает быть тайным искусством жрецов. Их место заняли светские юристы.
Исторический путь развития всей западной цивилизации - лежит в русле продолжения и развития римского права приобретения и утраты собственности.
Именно в тех странах, законодательство которых ближе всего к основным положениям римского права o собственности - намного больше и демократии и свобод, прав человека.
Устал.
Завтра закончу мысль