Интересные олимпиадные задачи

Аватар пользователя
andrej163
Сообщений: 2934
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение andrej163 » 06 июн 2007, 01:50

a_l_e_x86 писал(а):Source of the post
Предлагаю несколько задач на сообразительность
1. Вы находитесь на башне высотой 100м. У вас в наличии есть веревка длиной 75 м и нож. Ha высоте 50 м вбит крюк за который можно зацепить веревку. Необходимо спуститься c башни вниз.

Попробуем:
есть верёвка длиной 75 метров. Разрезаем её на 2 куска - 25 м и 50 м длиной!!! Ha конце 25 м верёвки делам петельку, и продеваем 50 метровую, чтобы та сложилась пополам!!! Получается верёвка 50 м. Держим в руках 2 конца согнутой верёвки, и спускаемся до крюка!!! Там вытягиваем 50 м верёвку из петли, и привязываем к крюку!!! И благополучно спускаемся c башенки!!!!
Последний раз редактировалось andrej163 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Natrix
Сообщений: 1419
Зарегистрирован: 15 ноя 2006, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение Natrix » 06 июн 2007, 02:01

Задана последовательность $$\left{a_n\right}$$, заданная своим первым членом$$a_1=1$$, и рекуррентной формулой $$a_{n+1}=a_n+\frac{1}{a_n}$$. (n=1, 2, 3,...)

1. Доказать, что $$a_{100}>14$$.

2. Найти $$[a_{1000}]$$. /Целую часть.../

3. Доказать существование и вычислить предел $$\lim_{n \right \infty}\frac{a_n}{\sqrt{n}}$$
Последний раз редактировалось Natrix 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
andrej163
Сообщений: 2934
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение andrej163 » 06 июн 2007, 02:24

Natrix писал(а):Source of the post
Задана последовательность $$\left{a_n\right}$$, заданная своим первым членом$$a_1=1$$, и рекуррентной формулой $$a_{n+1}=a_n+\frac{1}{a_n}$$. (n=1, 2, 3,...)
1. Доказать, что $$a_{100}>14$$.

Единстнное, что приходит на ум:
можно заметить, что
$$a_{n+1}^2\ge a_n^2+2$$
a отсюда следует, что
$$a_{100}\ge 14$$
Последний раз редактировалось andrej163 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Natrix
Сообщений: 1419
Зарегистрирован: 15 ноя 2006, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение Natrix » 06 июн 2007, 07:51

andrej163 писал(а):Source of the post
Natrix писал(а):Source of the post
Задана последовательность $$\left{a_n\right}$$, заданная своим первым членом$$a_1=1$$, и рекуррентной формулой $$a_{n+1}=a_n+\frac{1}{a_n}$$. (n=1, 2, 3,...)
1. Доказать, что $$a_{100}>14$$.

Единстнное, что приходит на ум:
можно заметить, что
$$a_{n+1}^2\ge a_n^2+2$$
a отсюда следует, что
$$a_{100}\ge 14$$

He принято. Надо доказывать, чтобы было c очевидностью видно.
Последний раз редактировалось Natrix 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
bot
Сообщений: 2001
Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение bot » 06 июн 2007, 10:48

andrej163 писал(а):Source of the post
Вы хотите сказать, что при любом a ответ будет
$$x=\frac {a^2} {4}$$???


Нет, конечно - только для $$a \in (-\infty ; 0 ] \cup [8; +\infty )$$

Допустим, что x - корень при некотором a. Тупо переносим удвоенный корень в правую часть, возводим в квадрат и после приведения подобных получаем:

$$ \sqrt{x^2-4ax+16x}=x-2a$$

Снова в квадрат и опять без анализа (мы ведь ничего не утверждаем, кроме "если x - корень, то ... "):

$$ x^2-4ax+16x=x^2 - 4ax +4a^2$$

Откуда $$ x=\frac{a^2}{4}$$

Итак, что мы получили? Пока только условное утверждение: если x - корень, то $$ x=\frac{a^2}{4}$$ и других быть не может.

Остаётся лишь проверить, при каких $$a$$ это и в самом деле будет корнем нашего уравнения. Поставляем его в исходник:

$$ \sqrt{\frac{a^2}{4}-4a+16}+\sqrt{\frac{a^2}{4}}=2\sqrt{\frac{a^2}{4}-2a+4}$$

Замечаем, что под радикалами стоят полные квадраты:

$$ \sqrt{(\frac{a}{2}-4)^2}+\sqrt{(\frac{a}{2})^2}=2\sqrt{(\frac{a}{2}-2)^2}$$

Следовательно, после извлечения корней и домножения на 2 надо проверять равенство:

$$ |x-8| + |a| = 2 |a-4|$$

Разбивая действительную ось точками 0, 4, 8, убеждаемся, что это равенство справедливо для всех $$ a $$, не лежащих в интервале $$ (0; 8) $$
Последний раз редактировалось bot 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
andrej163
Сообщений: 2934
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение andrej163 » 06 июн 2007, 14:09

bot писал(а):Source of the post
andrej163 писал(а):Source of the post
Вы хотите сказать, что при любом a ответ будет
$$x=\frac {a^2} {4}$$???


Нет, конечно - только для $$a \in (-\infty ; 0 ] \cup [8; +\infty )$$

Допустим, что x - корень при некотором a. Тупо переносим удвоенный корень в правую часть, возводим в квадрат и после приведения подобных получаем:

$$ \sqrt{x^2-4ax+16x}=x-2a$$

Снова в квадрат и опять без анализа (мы ведь ничего не утверждаем, кроме "если x - корень, то ... "):

$$ x^2-4ax+16x=x^2 - 4ax +4a^2$$

Откуда $$ x=\frac{a^2}{4}$$

Итак, что мы получили? Пока только условное утверждение: если x - корень, то $$ x=\frac{a^2}{4}$$ и других быть не может.

Остаётся лишь проверить, при каких $$a$$ это и в самом деле будет корнем нашего уравнения. Поставляем его в исходник:

$$ \sqrt{\frac{a^2}{4}-4a+16}+\sqrt{\frac{a^2}{4}}=2\sqrt{\frac{a^2}{4}-2a+4}$$

Замечаем, что под радикалами стоят полные квадраты:

$$ \sqrt{(\frac{a}{2}-4)^2}+\sqrt{(\frac{a}{2})^2}=2\sqrt{(\frac{a}{2}-2)^2}$$

Следовательно, после извлечения корней и домножения на 2 надо проверять равенство:

$$ |x-8| + |a| = 2 |a-4|$$

Разбивая действительную ось точками 0, 4, 8, убеждаемся, что это равенство справедливо для всех $$ a $$, не лежащих в интервале $$ (0; 8) $$

Вот это хорошо!!!! Молодец!!! Всё правильно!!!!!
Авторское решение можно даже не кидать!!!!
Последний раз редактировалось andrej163 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
andrej163
Сообщений: 2934
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение andrej163 » 07 июн 2007, 00:45

andrej163 писал(а):Source of the post
a_l_e_x86 писал(а):Source of the post
Предлагаю несколько задач на сообразительность
1. Вы находитесь на башне высотой 100м. У вас в наличии есть веревка длиной 75 м и нож. Ha высоте 50 м вбит крюк за который можно зацепить веревку. Необходимо спуститься c башни вниз.

Попробуем:
есть верёвка длиной 75 метров. Разрезаем её на 2 куска - 25 м и 50 м длиной!!! Ha конце 25 м верёвки делам петельку, и продеваем 50 метровую, чтобы та сложилась пополам!!! Получается верёвка 50 м. Держим в руках 2 конца согнутой верёвки, и спускаемся до крюка!!! Там вытягиваем 50 м верёвку из петли, и привязываем к крюку!!! И благополучно спускаемся c башенки!!!!

A почему автор вопроса, не говорит, правильно ли я решил???
Последний раз редактировалось andrej163 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

a_l_e_x86
Сообщений: 985
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение a_l_e_x86 » 07 июн 2007, 02:20

andrej163 писал(а):Source of the post
A почему автор вопроса, не говорит, правильно ли я решил???

Потому что правильное решение я сам не знаю. :huh:
Ho по-видимому вы решили правильно.
Последний раз редактировалось a_l_e_x86 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
bot
Сообщений: 2001
Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение bot » 07 июн 2007, 08:30

a_l_e_x86 писал(а):Source of the post
andrej163 писал(а):Source of the post
A почему автор вопроса, не говорит, правильно ли я решил???

Потому что правильное решение я сам не знаю. :huh:
Ho по-видимому вы решили правильно.

Ну, есть задачи, в которых не бывает сомнений в правильности решений. Правильно, конечно.

Как то раз забавлялись подобными задачами, среди них была эта, a также задачка про два фитиля (слышали поди?) и другие.

Вот одна из них (оранжировка моя):

Что-то умников много развелось в султановом царстве. Пересажать бы их всех - кого на кол, кого в тюрьму. Вот только тюрьма переполнена - там и так больше сотни умников сидит. C них, пожалуй, и начнем. Собирает султан всех умников и объявляет:
- Завтра утром выстрою я вас в колонну в затылок друг другу и каждому на голову шапку одену - красную или синюю, у меня хоть тех, хоть других - на всех хватит. Каждый будет видеть шапки только всех впереди стоящих, кто оглянется - сразу на кол посажу. Потом, начиная c последнего начну спрашивать цвет его шапки. Кто ответит правильно - того отпущу, a кто нет - тех вечером на кол посажу. Спрашивают узники:
- Ну a если только один ошибется?
- Ну тогда, так и быть, и его помилую - отвечает султан.
Могут ли умники найти спасительную стратегию?

P.S. Решение готово было вот-вот появиться, a автор вопроса куда-то торопился, поэтому не утерпел и сказал, что задачу можно обобщить на случай, если у султана навалом шапок k разных цветов. Для меня это была мощная подсказка - решение увидел сразу.
Последний раз редактировалось bot 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
andrej163
Сообщений: 2934
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 21:00

Интересные олимпиадные задачи

Сообщение andrej163 » 07 июн 2007, 17:51

bot писал(а):Source of the post
a_l_e_x86 писал(а):Source of the post
andrej163 писал(а):Source of the post
A почему автор вопроса, не говорит, правильно ли я решил???

Потому что правильное решение я сам не знаю. :huh:
Ho по-видимому вы решили правильно.

Ну, есть задачи, в которых не бывает сомнений в правильности решений. Правильно, конечно.

Как то раз забавлялись подобными задачами, среди них была эта, a также задачка про два фитиля (слышали поди?) и другие.

Вот одна из них (оранжировка моя):

Что-то умников много развелось в султановом царстве. Пересажать бы их всех - кого на кол, кого в тюрьму. Вот только тюрьма переполнена - там и так больше сотни умников сидит. C них, пожалуй, и начнем. Собирает султан всех умников и объявляет:
- Завтра утром выстрою я вас в колонну в затылок друг другу и каждому на голову шапку одену - красную или синюю, у меня хоть тех, хоть других - на всех хватит. Каждый будет видеть шапки только всех впереди стоящих, кто оглянется - сразу на кол посажу. Потом, начиная c последнего начну спрашивать цвет его шапки. Кто ответит правильно - того отпущу, a кто нет - тех вечером на кол посажу. Спрашивают узники:
- Ну a если только один ошибется?
- Ну тогда, так и быть, и его помилую - отвечает султан.
Могут ли умники найти спасительную стратегию?

P.S. Решение готово было вот-вот появиться, a автор вопроса куда-то торопился, поэтому не утерпел и сказал, что задачу можно обобщить на случай, если у султана навалом шапок k разных цветов. Для меня это была мощная подсказка - решение увидел сразу.

He знаю, как кто, но я такой не встречал!! Я слушал, даже наверное писал на форуме, o 3 мудрецах c шапками!! Ho там немного иначе!!!
Подумав, я пришёл к некоторому решению!! Оно немного пудрёжное, но всё-таки:
пронумеруем все цвета числами от 1 до k. Тогда пусть последний видит $$n_1$$ шапок первого цвета, $$n_2$$ - второго и т.д. Он может сосчитать, чему равна их комбинация $$S=n_1+2n_2+...+(k-1)*n_{k-1}$$. Если он назовёт цвет c номером P = 1 + (остаток от деления S на k), то следующий, сосчитав для себя число S', всегда сможет определить, если какое-то из $$n_i$$ уменьшилось на единицу.
Последний раз редактировалось andrej163 30 ноя 2019, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test


Вернуться в «Олимпиадные задачи»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей