Циклические числа
Циклические числа
n-значное число в десятичной системе счисления назовем циклическим, если от переноса его первой цифры в конец получилось, как будто его умножили на m. Если написать циклическое число два раза подряд, снова получится циклическое, отсюда и название. Возникает вопрос о минимально возможном n для данного m. Например, при m=3 n=6. Но закономерности не наблюдается, а должна быть. Точно должна быть в p-ичной системе счисления, где p простое. Сделал программку для построения циклических чисел "с хвоста", но путаюсь. И кстати, чем определяется множество цифр [math], которые переносятся, кроме конечно [math]
Циклические числа
С какого конца переносим? (Есть два конца.)
После переноса тоже должно быть цикличным или это только один раз?
После переноса тоже должно быть цикличным или это только один раз?
Циклические числа
первую цифру (старший разряд) делаем младшим. Например 142857 в 428571. Ну а дальше, с 428571 такое маловероятно, старший разряд уже вырос в разы
Циклические числа
Понятно.
Ну для [math] все тривиально. Подходит любое число, которое состоит только из одинаковых цифр (и только такие числа). Так что самое короткое - любое однозначное (наверно кроме нуля).
Для [math] представим число как сумму старшей цифры и остатка: [math] (очевидно [math]).
Тогда имеем [math] и следовательно [math].
Из этого равенства и того что [math] имеем [math]. Следовательно [math] и отсюда получаем [math], т.е. [math].
Значит:
1) При [math] решений вообще нет.
2) При [math]:
--> [math]: [math]
--> [math]: [math]
--> [math]: [math]
[math]:
Уравнение [math]. Решений нет, т.к. правая часть делится на 8, а левая нет (левая часть - это произведение [math] на нечётное число).
[math]:
Уравнение [math]. Решений нет, т.к. правая часть делится на 2, а левая нет.
[math]:
Уравнение [math], где [math].
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - да ([math])
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - да ([math])
[math] - нет
и т.д.
Для [math] будет только [math], [math] и цепочки из этих чисел.
Следует из того, что [math] даёт остаток 1 при делении на 7, только если [math] даёт остаток 5 при делении на 6.
[math] - остаток 2
[math] - остаток 20 -> 6
[math] - остаток 60 -> 4
[math] - остаток 40 -> 5
[math] - остаток 50 -> 1
[math] - остаток 10 -> 3
[math] - остаток 30 -> 2
и дальше по циклу с периодом 6.
Ну для [math] все тривиально. Подходит любое число, которое состоит только из одинаковых цифр (и только такие числа). Так что самое короткое - любое однозначное (наверно кроме нуля).
Для [math] представим число как сумму старшей цифры и остатка: [math] (очевидно [math]).
Тогда имеем [math] и следовательно [math].
Из этого равенства и того что [math] имеем [math]. Следовательно [math] и отсюда получаем [math], т.е. [math].
Значит:
1) При [math] решений вообще нет.
2) При [math]:
--> [math]: [math]
--> [math]: [math]
--> [math]: [math]
[math]:
Уравнение [math]. Решений нет, т.к. правая часть делится на 8, а левая нет (левая часть - это произведение [math] на нечётное число).
[math]:
Уравнение [math]. Решений нет, т.к. правая часть делится на 2, а левая нет.
[math]:
Уравнение [math], где [math].
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - да ([math])
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - нет
[math] - да ([math])
[math] - нет
и т.д.
Для [math] будет только [math], [math] и цепочки из этих чисел.
Следует из того, что [math] даёт остаток 1 при делении на 7, только если [math] даёт остаток 5 при делении на 6.
[math] - остаток 2
[math] - остаток 20 -> 6
[math] - остаток 60 -> 4
[math] - остаток 40 -> 5
[math] - остаток 50 -> 1
[math] - остаток 10 -> 3
[math] - остаток 30 -> 2
и дальше по циклу с периодом 6.
Циклические числа
Вывод:
при [math] мнимальное [math]
при [math] мнимальное [math]
при других [math] решений нет
при [math] мнимальное [math]
при [math] мнимальное [math]
при других [math] решений нет
Циклические числа
Я помнил, когда открывал тему, что в решении получалось и 28- значное число, так как сам его находил.
http://intelmath.narod.ru/rebus.html
Но там, оказывается, было немного другое условие.Извините, недоработал. Попробую обобщить задачу, чтоб она стала интереснее. И метод у меня другой, допускающий любые обобщения, в том числе и на эту http://intelmath.narod.ru/olymp1sol3.html задачу
http://intelmath.narod.ru/rebus.html
Но там, оказывается, было немного другое условие.Извините, недоработал. Попробую обобщить задачу, чтоб она стала интереснее. И метод у меня другой, допускающий любые обобщения, в том числе и на эту http://intelmath.narod.ru/olymp1sol3.html задачу
Циклические числа
Как верно заметил zykov, есть два конца. В посте 1 был задан левый циклический сдвиг, основная масса цифр перемещается на 1 позицию влево. Изучается вопрос, когда это преобразование числа равносильно умножению на [math]. рассмотрим пример на умножение столбиком
[math],здесь [math]-цифры, переносимые в старший разряд, как младшеклассников учили. Тогда [math], где [math] =10 -основание системы счисления.Это уравнение для первой колонки, с участием второй, а вообще [math]Получаем уравнение для всех левых сдвигов на 1, которые равносильны умножению на [math]:
[math] или короче [math], где [math] найдется однозначно, когда [math] взаимно просто с [math]
Теперь можно изучать все задачи о левом сдвиге сразу. Полное зацикливание, такое как на примере, возникает, когда [math], что значит [math]- n- кратное применение этого отображения приводит в ту же точку. [math] на множестве чисел [math] действует, при p,m взаимно простых, как перестановка.А перестановка разлагается в произведение независимых циклов, так вот длины тех циклов, в которых есть хоть одна пара, начинающаяся на 0, и есть искомые n. Но это я рассказал решение задачи, которая, как показал zykov, имеет почти все ответы тривиальные
А пусть тогда цифра с 1-го места слева переносится на второе справа, тогда циклический сдвиг влево происходит на множестве всех цифр, кроме последней, тогда то же уравнение действует только на этом множестве. Пример должен быть записан в таких обозначениях:
[math], а из первого уравнения [math], [math] должно быть делителем [math], при [math] [math]. Значит, смотрим для [math],орбиты вторых пар [math] и встретятся ли в этих орбитах пары [math]. Задача о правом сдвиге в след. посте, а то уже много
[math],здесь [math]-цифры, переносимые в старший разряд, как младшеклассников учили. Тогда [math], где [math] =10 -основание системы счисления.Это уравнение для первой колонки, с участием второй, а вообще [math]Получаем уравнение для всех левых сдвигов на 1, которые равносильны умножению на [math]:
[math] или короче [math], где [math] найдется однозначно, когда [math] взаимно просто с [math]
Теперь можно изучать все задачи о левом сдвиге сразу. Полное зацикливание, такое как на примере, возникает, когда [math], что значит [math]- n- кратное применение этого отображения приводит в ту же точку. [math] на множестве чисел [math] действует, при p,m взаимно простых, как перестановка.А перестановка разлагается в произведение независимых циклов, так вот длины тех циклов, в которых есть хоть одна пара, начинающаяся на 0, и есть искомые n. Но это я рассказал решение задачи, которая, как показал zykov, имеет почти все ответы тривиальные
А пусть тогда цифра с 1-го места слева переносится на второе справа, тогда циклический сдвиг влево происходит на множестве всех цифр, кроме последней, тогда то же уравнение действует только на этом множестве. Пример должен быть записан в таких обозначениях:
[math], а из первого уравнения [math], [math] должно быть делителем [math], при [math] [math]. Значит, смотрим для [math],орбиты вторых пар [math] и встретятся ли в этих орбитах пары [math]. Задача о правом сдвиге в след. посте, а то уже много
Циклические числа
Правый сдвиг, общий метод решения задач из блога, на который была ссылка
[math]
[math]
[math]
[math]
[math]Это отображение уже взаимно-однозначно (является перестановкой) для всех m,p
[math]
Перестановка [math] разлагается в произведение независимых циклов. Возможные n-это длины тех циклов, которые содержат элементы вида [math] Но можно рассматривать задачи о переносе не первого, а например второго знака вперед, анализируя ту же самую перестановку.
[math]
[math]
[math]
[math]
[math]Это отображение уже взаимно-однозначно (является перестановкой) для всех m,p
[math]
Перестановка [math] разлагается в произведение независимых циклов. Возможные n-это длины тех циклов, которые содержат элементы вида [math] Но можно рассматривать задачи о переносе не первого, а например второго знака вперед, анализируя ту же самую перестановку.
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость