Спасибо.
Не забывайте упоминать меня в монографиях))
Основным критерием будет здесь умение абстрагировать - а его нет.
Дрессировка - есть.
Покажите мне способность к абстрагированию - и я признаю вашу правоту.
beaver писал(а):Source of the post А что такое абстрагирование? Способность выделять одно свойство из всей совокупности?
Это умение мыслить абстрактно - что и является мышлением в полном смысле слова.
В добавление к ссылке artistoks, - спешу разочаровать вас.
Абстрагирование, в отличии от прямых реакций организма, назовем их эмпирическими, или основанными на непосредственном наблюдении объекта - качественное отличие человека.
Дрессировка - это просто получение определенного поведения от животного.
Например, если голубю при каждом его повороте налево - кидать приманку, - через полчаса он начинает беспрерывно ходить кругами в левую сторону.
Такое "мышление" мышлением называть нельзя, поскольку это чистейший рефлекс - и общая, свойственная всем животным реакция на окружающую среду. В таком случае мы можем называть разумными всех животных.
А теперь давайте возьмем действительно то, что является абстрактным мышлением.
Например, число 5.
Просто иметь такое понятие как число 5 - это самое настоящее абстрактное мышление.
Это понятие не связано ни с чем конкретно - это понятие само по себе.
Оно существует в голове того, кто умеет мыслить - в самой природе вы не найдете такую штуку - число 5.
Более того - я сильно сомневаюсь, что не имея речи - как инструмента познания и инструмента развития мышления - какое-то животное способно выработать такое абстрактное понятие как 5.
Нужно понимать механизм появления понятия число.
Это сложнейший процесс - а здесь многие безответственно приписывают попугаям и даже белочке - умение считать. Причем до шести))
Должен появиться обмен между участниками группы - должна появиться сама необходимость в счете чтобы начался процесс запоминания отличий одного предмета от пяти штук.
И это нужно как-то обозначать - например, делать зарубки или узелки вязать.
Нужно иметь в голове - шаблон и как-то между друг другом признавать его верность чтобы в какой то момент появилась возможность - отбросить от объекта, например 5 бананов или 5 орехов - бананы и орехи, чтобы осталось само ПЯТЬ.
А вот дрессировка белочки или ворона - создаст совершенно иные ассоциации и будет казаться, что они умеют считать. Но это обман.
Положите перед ними незнакомые предметы - и всё, конец аттракциону.
Снова нужна будет дрессировка.
Нет у них такого понятия, как 5. И считать они не умеют.
Но некоторым участникам - ХОЧЕТСЯ думать, что всё как раз наоборот.
Совершенно безумным было бы считать, что ребенок обучится считать сам.
Это стайное поведение, - групповое.
Даже сейчас - детей учат считать.
Если не учить - он не научится никогда.
Коллективный образ жизни каким-то образом привел к умению считать людей.
Нельзя научиться считать самому по себе, будучи просто башковитым.
И умение считать - возникает из необходимости.
Мы будем видеть результаты такого умения - повсюду среди ворон.
Это экономическая деятельность, - торговля и обмен.
Она не может научиться считать просто так - а вдруг пригодится.