Интересовался.magnus-crank писал(а):Source of the post В семантике есть такая проблема, как "проблема значения". Насколько известно мне, она не решена. Поинтересуйтесь.
Знак и имя понятия.
Имя понятия это искусственный объект природы, придуманный и созданный самим человеком. Дадим общее название этому искусственному объекту природы: знак. Так же как и естественный объект природы (в нашем случае объект-образец, которому сопоставляется знак), сам знак тоже материален.
Знак материализует понятие во внешней среде (окружающей нас). В большинстве случаев, знак материализован в виде звуков, составляющих слова разговорной речи (имя понятия). С восприятием речи связаны звуковые информационные образы, которые возникают в нашем подсознании. При передаче информации в виде письма, знаки материализованы в виде символов на бумаге, из которых составляются те же слова. С восприятием текста связаны зрительные информационные образы. Для незрячих, знаки реализованы в виде рельефных символов (азбука Брайля). Такие знаки воспринимаются тактильно (на ощупь) и с ними связаны осязательные информационные образы. Если человек не способен слышать, то знаки материализуются жестами, которым так же соответствуют зрительные информационные образы.
Всякие звонки, сирены, сигналы, светофоры, дорожные знаки, пиктограммы, указатели – это тоже знаки. Знаками являются также условные обозначения на чертежах, схемах, всевозможные графики, таблицы, диаграммы и т.п.
Знак и имя – разные категории. Имя это одна из реализаций знака. Некоторому набору знаков может соответствовать имя, а может и не соответствовать. Под именем мы привыкли подразумевать слово, которое может быть произнесено. Однако даже текст может быть перекодирован так, что знакам трудно сопоставить имена, (например шифровка с помощью цифр специально предназначена для маскировки имён), тем не менее, шифровка с помощью знаков передает конкретную информацию для сведущих.
Среди множества искусственных объектов природы, созданных человеком, знаки отличаются тем, что специально предназначены для хранения и передачи информации. (Следует заметить, что любая осмысленная конструкция тоже способна передать информацию, которая выражает замысел конструктора, уровень развития технологий и т.п., хотя она не предназначена именно для этого). Передать информацию, минуя материальный путь – невозможно (нам могут приводить примеры передачи мысли на расстояния, но эти примеры редки и сомнительны, возможны просто совпадения).
Подобно тому, как информационная система анализирует не сами объекты природы, а их образы, представленные в её информационном поле, наши теории и модели оперируют не информационными образами, а их знаками (именами). Но именам должен соответствовать физический смысл, т.е. понятие, соответствующее воспринимаемому образу. Схема, примерно, такая:
Если имени не соответствует реальный физический объект природы (событие, процесс, происходящий в природе, и т.п.), то такие имена называются пустыми именами. Например: леший, русалка, чёрная дыра, торсионное поле, нуль транспортировка, параллельные миры и т.п. Однако даже пустые имена можно изучать как «особенности мышления», как феномен. Так, больному белой горячкой могут мерещиться черти, сидящие на перилах лестничной клетки, и эти «черти» помогают врачу поставить диагноз.
Некоторые авторы по разному понимают категории: «понятие» и «знак – имя понятия». Приведём цитату из книги «Логика», А.А. Ивин, Москва 1999г.
Заметим ещё, что автор (цитаты) рассматривает трактовку «понятия», опираясь на «единство мнений», но это не есть критерий истинности. «Мнение зала» не всегда правильно.
Каким же образом именам сопоставляется смысл? Из предыдущей главы следует, что сначала появляется понятие, как психологическое восприятие информационного образа. Не именам должен присваиваться смысл, а сначала должен возникать смысл (понятие) и затем, понятию сопоставляется имя. Вообще, это процесс «рождения» понятия. Когда появляются новые понятия, то сначала появляется новый смысл, а затем ему уже придумывается имя. Это похоже на процесс наречения ребёнка. Если нет родившегося ребёнка, то нет и нового имени.
Имя понятия это искусственный объект природы, придуманный и созданный самим человеком. Дадим общее название этому искусственному объекту природы: знак. Так же как и естественный объект природы (в нашем случае объект-образец, которому сопоставляется знак), сам знак тоже материален.
Знак материализует понятие во внешней среде (окружающей нас). В большинстве случаев, знак материализован в виде звуков, составляющих слова разговорной речи (имя понятия). С восприятием речи связаны звуковые информационные образы, которые возникают в нашем подсознании. При передаче информации в виде письма, знаки материализованы в виде символов на бумаге, из которых составляются те же слова. С восприятием текста связаны зрительные информационные образы. Для незрячих, знаки реализованы в виде рельефных символов (азбука Брайля). Такие знаки воспринимаются тактильно (на ощупь) и с ними связаны осязательные информационные образы. Если человек не способен слышать, то знаки материализуются жестами, которым так же соответствуют зрительные информационные образы.
Всякие звонки, сирены, сигналы, светофоры, дорожные знаки, пиктограммы, указатели – это тоже знаки. Знаками являются также условные обозначения на чертежах, схемах, всевозможные графики, таблицы, диаграммы и т.п.
Знак и имя – разные категории. Имя это одна из реализаций знака. Некоторому набору знаков может соответствовать имя, а может и не соответствовать. Под именем мы привыкли подразумевать слово, которое может быть произнесено. Однако даже текст может быть перекодирован так, что знакам трудно сопоставить имена, (например шифровка с помощью цифр специально предназначена для маскировки имён), тем не менее, шифровка с помощью знаков передает конкретную информацию для сведущих.
Среди множества искусственных объектов природы, созданных человеком, знаки отличаются тем, что специально предназначены для хранения и передачи информации. (Следует заметить, что любая осмысленная конструкция тоже способна передать информацию, которая выражает замысел конструктора, уровень развития технологий и т.п., хотя она не предназначена именно для этого). Передать информацию, минуя материальный путь – невозможно (нам могут приводить примеры передачи мысли на расстояния, но эти примеры редки и сомнительны, возможны просто совпадения).
Подобно тому, как информационная система анализирует не сами объекты природы, а их образы, представленные в её информационном поле, наши теории и модели оперируют не информационными образами, а их знаками (именами). Но именам должен соответствовать физический смысл, т.е. понятие, соответствующее воспринимаемому образу. Схема, примерно, такая:
Если имени не соответствует реальный физический объект природы (событие, процесс, происходящий в природе, и т.п.), то такие имена называются пустыми именами. Например: леший, русалка, чёрная дыра, торсионное поле, нуль транспортировка, параллельные миры и т.п. Однако даже пустые имена можно изучать как «особенности мышления», как феномен. Так, больному белой горячкой могут мерещиться черти, сидящие на перилах лестничной клетки, и эти «черти» помогают врачу поставить диагноз.
Некоторые авторы по разному понимают категории: «понятие» и «знак – имя понятия». Приведём цитату из книги «Логика», А.А. Ивин, Москва 1999г.
Вот это, последнее понимание «понятия» мы и должны иметь в виду. Трудность заключается в том, что смысл понятия материализован внутри информационной системы и индивидуален, а знак-имя материализован вне информационной системы как искусственный объект природы, созданный самой этой информационной системой (человеком). Как формируется понятие внутри системы, мы уже обсуждали.«Среди общих имён особое значение имеют понятия. Понятие представляет собой общее имя с относительно ясным и устойчивым содержанием, используемое в обычном языке или языке науки.
Понятиями являются, к примеру, «дом», «квадрат», «молекула», «кислород», «атом», «любовь», «бесконечный ряд» и т.п. Отчётливой границы между теми именами, которые можно назвать понятиями, и теми, которые не относятся к понятиям, не существует. «Атом» уже с античности является достаточно оформившимся понятием, в то время как «кислород» и «молекула» до 18 в. вряд ли могли быть отнесены к понятиям.
Имя «понятие» широко используется и в повседневном, и в научном языке. Однако в истолковании содержания этого имени единства мнений нет. В одних случаях под «понятиями» имеют в виду все имена, включая и единичные. К понятиям относят не только « столицу» и «европейскую реку», но и «столицу Белоруссии» и «самую большую реку в Европе». В других случаях понятия понимаются как общие имена, отражающие предметы и явления в их существенных признаках. Иногда понятие отождествляются с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким понятием».
Заметим ещё, что автор (цитаты) рассматривает трактовку «понятия», опираясь на «единство мнений», но это не есть критерий истинности. «Мнение зала» не всегда правильно.
Каким же образом именам сопоставляется смысл? Из предыдущей главы следует, что сначала появляется понятие, как психологическое восприятие информационного образа. Не именам должен присваиваться смысл, а сначала должен возникать смысл (понятие) и затем, понятию сопоставляется имя. Вообще, это процесс «рождения» понятия. Когда появляются новые понятия, то сначала появляется новый смысл, а затем ему уже придумывается имя. Это похоже на процесс наречения ребёнка. Если нет родившегося ребёнка, то нет и нового имени.