Каковы взаимоотношения разума и материи?

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение grigoriy » 08 ноя 2015, 04:15

Anik писал(а):Source of the post А можно пойти по другому пути, пусть программы управления составляются сами, случайным образом. Нужно только устройство обратной связи
... и миллионы лет эволюции. Запчастей хватит?
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 04:42

Вот часть из "Первоначал вещей". Просто скопировал. Приходится читать длинные тексты, я просто не знаю как этого избежать.

Разум и интеллект. Какую бы область знаний мы ни взяли, какую науку или теорию ни разрабатывали, какую бы часть природы ни изучали, всегда в контексте ощущается присутствие человека. Тем более, если нас интересуют такие вопросы, как: мышление, познаваемость природы, степень достоверности наших знаний, что лежит в основе наших знаний и т.п. Эти вопросы напрямую связаны с взаимоотношениями человека и природы. Невозможно изучать природу, не изучая человека и его взаимоотношения с природой, поскольку само понятие «изучение» связано с человеком.
Возможностью воспринимать окружающую среду, оценивать ситуацию, находить правильные решения и совершать разумные действия обладает не только человек, но и животные. Например, человек зимой заблудился в степи и замерз, а лошадь или собака вернулись домой. Следовательно, животные имеют представление об окружающей природе, обладают необходимыми (чтобы выжить) знаниями и тоже умеют мыслить. Вероятно, дело заключается в способности живого организма мыслить и здесь не нужно «зацикливаться» исключительно только на человеке.
Предварительно определимся с тем, что мы подразумеваем под понятием «мыслить». Мыслить – значит уметь оценивать ситуацию и находить правильные (с точки зрения поставленной цели) решения, другими словами, уметь решать задачи, которые нам предлагает природа. Какая же часть живого организма ответственна за его способность мыслить? Не вдаваясь в пространные рассуждения, просто перечислим необходимые компоненты. Это:
1. чувствительные органы,
2. исполнительные органы,
3. память,
4. устройство, задающее целевую функцию,
5. устройство, обрабатывающее информацию и управляющее всей системой,
6. устройство, обеспечивающее всю эту систему энергией.
Кратко поясним функциональное назначение этих шести компонент.
Чувствительные органы – для живых организмов, это органы чувств: зрение, слух, осязание и т.п. Для искусственных систем: это всевозможные датчики: давления, температуры, микрофоны, видеокамеры и т.п. Задача этих органов заключается в преобразовании сигналов различной физической природы, поступающих извне, в информационные сигналы, т.е. в сигналы однородной физической природы, способные обрабатываться внутри системы.
Исполнительные органы – для живых организмов, это в основном мышцы, управляющие конечностями, железы внутренней секреции. Для искусственных систем, это различные манипуляторы, рычаги, колёса, экраны и индикаторы, принтеры и т.д. Задача этих органов заключается в физической реализации целевой функции.
Память – необходимая компонента сложных систем, способных обучаться, программироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, развиваться.
Устройство, задающее целевую функцию: для живого организма целевая функция заключается в сохранении биологического вида, т.е. в том, чтобы создать, вырастить и сохранить потомство.  Фактически, сохранение вида – это сохранение жизни. Эта функция изначально задана природой. Для искусственных систем целевую функцию задаёт сам человек, исходя из своих задач.
Устройство, обрабатывающее информацию и управляющее всей системой – для живого организма, это мозг и центральная нервная система. Для искусственных систем, это микропроцессорная система и сам процессор.
Устройство, обеспечивающее всю эту систему энергией. Вообще, это системы жизнеобеспечения – органы пищеварения, кровообращения, источники питания и т.п.
Все эти структурные компоненты соединены логически и физически в единое органически целое.
Читатель, наверное, уже начал догадываться, что мы хотим подвести его к мысли о том, что не только живые организмы (такие, как человек и высшие животные) умеют мыслить, но и умеют мыслить искусственные системы, созданные человеком. Если исходить из нашего определения мышления, как умения оценивать ситуацию и принимать правильные (сообразно цели) решения, то это так и есть. В настоящее время существуют системы управления сложными, быстропротекающими технологическими процессами, ход которых зависит от заранее непредсказуемых (по времени, хотя бы) внешних событий и возмущений. Человек просто не в состоянии, в этом случае, оперативно оценить ситуацию и вовремя принять правильное решение. Другое дело, что человек сам, заранее должен предусмотреть и запрограммировать поведение системы при различных сочетаниях внешних событий. Но ведь в дальнейшем система  принимает решение самостоятельно, без участия человека. Дело здесь в свойствах самой системы, а не в том, каким образом эта система возникла.
Первородная природа безразлична и безучастна ко всему. Только через живые формы организации материи природа способна почувствовать себя, осознать себя. Обычно здесь делаются замечания такого рода: а «хочет» ли природа осознать себя, нужно ли это ей, способна ли она чего-либо хотеть? Такая точка зрения возникает тогда, когда человек начинает противопоставлять себя природе: природа это нечто бесчувственное, а живое (это Я) – то, что создано высшими силами (возможно богом, который, разумеется, создал людей «по своему образу и подобию»). Природа, окружающая Меня, в том числе другие люди, животные и растения, это фон, на котором на котором существую Я.
Избавьтесь от такой эгоцентрической точки зрения, и вы увидите природу с другой её стороны.
 Только высшие формы организации живой материи, обладающие разумом и интеллектом, способны поставить задачу изучения природы. Такие формы даже на структурном уровне устроены довольно сложно. Если мы хотим разобраться в вопросах: что такое мышление, каким образом формируются понятия об окружающих объектах природы, каким образом можно осознать существование законов природы, нам не обойтись без изучения функционирования этой структуры, основные компоненты которой мы перечислили выше.
Если мы захотим обойти эти вопросы, ввиду их сложности, то не получим целостной картины, не создадим необходимого фундамента знаний, не поймём гармонии природы. Откуда следует такое умозаключение? Те, кому приходилось изучать отдельные области знаний, например: экология, биология, химия, теория множеств, булевы алгебры, геометрия и т.п., могли бы отметить, насколько понятия, входящие в данную область исследования зависимы между собой и объединены в логически стройную систему. Этот факт говорит о том, что объекты и явления отдельных частей природы физически зависимы друг от друга. Можно заметить, также, такую тенденцию: отдельно взятая наука, например физика, по мере её изучения, распадается на множество, зависящих друг от друга, и не противоречащих друг другу наук. Обобщая эти факты, можно высказать предположение, что все объекты и явления природы зависимы между собой.
Итак, если мы хотим выявить зависимость всех явлений природы друг от друга, то должны взять в качестве объекта изучения саму природу. Поскольку, само понятие «изучение» предполагает в контексте присутствие интеллекта (а не человека, как такового), то начинать нужно с понятия интеллект, и смотреть,  как объект, обладающий интеллектом, связан с окружающей природой.
В дальнейшем, читатель сможет убедиться в том, что при изучении природы именно с этой позиции, будут вскрываться зависимости друг от друга самых, казалось бы, различных областей знаний. Можно выразиться по-другому: для того, чтобы разобраться в поставленной нами задаче, необходимо привлечение понятий из самых различных областей знаний. При этом, необходимо будет корректировать терминологию отдельных наук, приводя её к единой системе.
Теперь займёмся определением понятия «интеллект». Но, сначала определим понятие «разум».
Под понятием разум мы будем понимать некоторое свойство объекта, а именно: это свойство присуще всякому объекту способному мыслить. Напомним, что мы подразумеваем под способностью - мыслить. Способность мыслить, означает способность уметь принимать правильные решения в различных ситуациях, исходя из поставленной цели. Способностью мыслить обладает человек и высшие животные.
Под понятием интеллект мы будем подразумевать некоторое свойство объекта, а именно: это свойство присуще всякому объекту, способному мыслить понятиями. В сравнении с интеллектом, объекты, обладающие разумом, способны мыслить образами. Что значит: мыслить понятиями и мыслить образами, мы определим в ближайшее время, а пока заметим, что наши определения имеют предварительный характер. При дальнейшем изучении предмета они будут конкретизироваться и уточнятся. Способностью мыслить понятиями обладает только человек (по крайней мере, на Земле).
Для умения мыслить необходимо, чтобы объект умел воспринимать информацию из окружающей среды, обрабатывать её, формируя  информационные образы, например, слуховые: лай собаки, звук грома, зрительные: сама собака или молния и т.п., анализировать информационные образы, принимать решение и исполнять его. Вот здесь и включаются в работу все перечисленные нами компоненты системы, которой мы дадим общее название – информационная система. Как могут формироваться информационные образы, мы узнаем в дальнейшем, а пока отметим, что мышление на уровне образов называется образным  мышлением. Мы не говорим об абстрактном и конкретном мышлении, поскольку такое деление не соответствует нужному нам контексту. Об этом мы поговорим позже.
Итак, мы определились с  объектом исследования. Это не человек, как таковой, а структура, состоящая из шести, перечисленных выше компонент, носящая название – информационная система и обладающая свойством – интеллектом. Ещё раз, интеллект это свойство объекта способного мыслить понятиями.
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

magnus-crank
Сообщений: 1468
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение magnus-crank » 08 ноя 2015, 09:24

"Например, человек зимой заблудился в степи и замерз, а лошадь или собака вернулись домой. Следовательно, животные имеют представление об окружающей природе, обладают необходимыми (чтобы выжить) знаниями и тоже умеют мыслить."
Вот это сильно спорное заявление лишает остальной текст смысла. 
Последний раз редактировалось magnus-crank 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 09:43

magnus-crank писал(а):Source of the post Вот это сильно спорное заявление лишает остальной текст смысла. 
Уж если спорить, то не по поводу этого заявления, а по поводу моего предварительного определения, что значит уметь мыслить.
Мыслить – значит уметь оценивать ситуацию и находить правильные (с точки зрения поставленной цели) решения, другими словами, уметь решать задачи, которые нам предлагает природа
***Если искусственная мышь (робот) вышла из лабиринта, а натуральная мышь подыхает там с голоду и не может выбраться, то какая мышь лучше мыслит?
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

magnus-crank
Сообщений: 1468
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение magnus-crank » 08 ноя 2015, 11:18

Anik писал(а):Source of the post
Вот это сильно спорное заявление лишает остальной текст смысла. Уж если спорить, то не по поводу этого заявления, а по поводу моего предварительного определения, что значит уметь мыслить.
Мыслить – значит уметь оценивать ситуацию и находить правильные (с точки зрения поставленной цели) решения, другими словами, уметь решать задачи, которые нам предлагает природа***Если искусственная мышь (робот) вышла из лабиринта, а натуральная мышь подыхает там с голоду и не может выбраться, то какая мышь лучше мыслит?

Заведомо немыслящие объкты способны решать задачи. Например, пуля, выпущенная из ружья, летит, зараза, прямо по баллистической траектории, ничего не зная ни о баллистике, ни о законах физики.
Амебы решают проблемы адаптации к изменившейся среде, не имея представления ни о биологии, ни об окружающей среде в принципе.
То есть ваше определение мысли примерно как "двуногое существо без перьев".
Последний раз редактировалось magnus-crank 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 12:09

magnus-crank писал(а):Source of the post Заведомо немыслящие объкты способны решать задачи. Например, пуля, выпущенная из ружья, летит, зараза, прямо по баллистической траектории, ничего не зная ни о баллистике, ни о законах физики.
Если вы будете выходить из лабиринта "двигаясь по баллистической траектории" решая задачу как "заведомо немыслящий объект", то упрётесь в стенку, которая у вас на пути, и так и останетесь там стоять, (ну, может быть, ещё лоб расшибёте). 
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 12:15

magnus-crank писал(а):Source of the post То есть ваше определение мысли примерно как "двуногое существо без перьев".
Это предварительное определение, если оно не будет нас устраивать, то его можно улучшить или  заменить. Например, двуногое существо без перьев, с плоскими ногтями.
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

magnus-crank
Сообщений: 1468
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение magnus-crank » 08 ноя 2015, 13:53

Anik писал(а):Source of the post magnus-crank в 08.11.2015, 15:18 написал(а): link
То есть ваше определение мысли примерно как "двуногое существо без перьев".Это предварительное определение, если оно не будет нас устраивать, то его можно улучшить или  заменить. Например, двуногое существо без перьев, с плоскими ногтями.
Вот это-то дополнение и было последним гвоздем в гроб платоновского определения человека.
Попытка определить явление через совокупность его частных черт - плохой выбор. Который и привел вас или ваш источник к разумности лошади и собаки. А так же одноклеточных, которые, судя по экспериментам, способны решать задачи типа лабиринт.
Последний раз редактировалось magnus-crank 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 14:10

magnus-crank писал(а):Source of the post А так же одноклеточных, которые, судя по экспериментам, способны решать задачи типа лабиринт.
Вот она сыромяжная правда! Здесь мы подошли к одному из фундаментальных принципов ИИ, это универсальность программ (алгоритмов). По сути это метод "тыка" - перебора вариантов или проб и ошибок. Если достаточно долго наблюдать за движением одной из частиц в броуновском движении, то наступит момент, когда частица найдёт выход из лабиринта. Это несмотря на то, что её движение происходит по случайному закону. Метод перебора всевозможных вариантов и сейчас используется в программировании, благо быстродействие компьютеров высокое.
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

Каковы взаимоотношения разума и материи?

Сообщение Anik » 08 ноя 2015, 15:02

Тут, по поводу выхода броуновской частицы из лабиринта, нужно сделать ещё одно замечание. А вдруг наш интерес заключается именно в том, чтобы частица не вышла из лабиринта. Ну, например, я поспорил на крупную сумму, что оне не выйдет из лабиринта. Так, что здесь, бабушка надвое гадала, кому-то повезло и он выиграл, а кому-то нет. Вот для этого и нужно "устройство задающее целевую функцию управления (или поведения). Чтобы беспорядочным попыткам, придать какое-то стремление к цели. Если такого устройства нет, то наша система никогда не будет развиваться в желаемом направлении. Тогда ей (системе) "всё ровно и всё до фени".
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test


Вернуться в «Флейм»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 48 гостей