1. Рассматриваем чисто волновой вариант.
Дифракционная решетка - это такая пластинка с насечками, то есть, ямками. Когда волновой фронт подходит к поверхности пластинки, то часть волны отражается сразу, а часть еще затрачивает время на достижение дна ямок, и отражается уже от дна. В результате, между этими двумя частями возникает "разрыв", он же - оптическая разность хода.
Эта разность хода будет всегда одинаковая потому, что обусловлена глубиной ямок. То есть, неважно через 1 секунду следующий фронт подойдет, или через пять, любой из них разложиться стандартно. Эффекта не будет.
2. Рассматриваем корпускулярно -волновой механизм на разных скоростях.
На скорости с механизм будет точно такой же - стандартный.
Синее смещение: В момент отражения, то есть после остановки, в дальнейшем свет движется тоже со скоростью с, с какой бы скоростью он до этого не прилетел к отражающей поверхности.
Когда относительная скорость выше с, часть света отражаясь от поверхности пластинки начинает обратное движение. А та часть, которая достигнет дна ямок, этого дна достигает гораздо быстрее, чем при нормальной скорости. В результате "отрыв" второй части от первой гораздо меньше, чем в норме. То есть, разность хода несколько меньше, чем при скорости встречи света и пластинки - с.
Красное смещение: Когда относительная скорость встречи пластинки и света меньше с, то свет дна ямки будет достигать гораздо дольше. И в результате, разрыв между частями будет больше нормального. То есть, разность хода увеличится.
Эффект обеспечен.