О природе множеств

Аватар пользователя
Рубен
Сообщений: 5756
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:00

О природе множеств

Сообщение Рубен » 29 ноя 2013, 08:06

Anik писал(а):Source of the post Почему, начав говорить о множествах, пришлось говорить о такой общей проблеме?
кому пришлось?

Тут, в некотором роде, замкнутый круг: чтобы понять теорию множеств, нужно понять, а как вообще у человека формируется представление о природе. Но, чтобы это понять, нам необходима какая-то логика наших рассуждений.


Это делается вот так (§2):

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Последний раз редактировалось Рубен 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Dredd
Сообщений: 1780
Зарегистрирован: 18 сен 2013, 21:00

О природе множеств

Сообщение Dredd » 29 ноя 2013, 08:17

Кажется, до меня доперло, к чему клонит автор. Сознание- первично, а раз весь мир- продукт сознания, надо покопаться в самом себе - и поймешь, как устроен мир. Алгоритмы, множества- как программа, описывающая мироустройство, находящаяся внутри самое себя
Последний раз редактировалось Dredd 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

О природе множеств

Сообщение grigoriy » 29 ноя 2013, 08:36

Dredd писал(а):Source of the post
Кажется, до меня доперло, к чему клонит автор. Сознание- первично, а раз весь мир- продукт сознания, надо покопаться в самом себе - и поймешь, как устроен мир. Алгоритмы, множества- как программа, описывающая мироустройство, находящаяся внутри самое себя

Похоже на то.
Но так же и свихнуться недолго...
Последний раз редактировалось grigoriy 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

О природе множеств

Сообщение Anik » 29 ноя 2013, 08:40

Dredd писал(а):Source of the post
Кажется, до меня доперло, к чему клонит автор. Сознание- первично, а раз весь мир- продукт сознания, надо покопаться в самом себе - и поймешь, как устроен мир. Алгоритмы, множества- как программа, описывающая мироустройство, находящаяся внутри самое себя
Отвечу сначала вам, а потом Рубен
Нет и нет! Я ярый противник идеализма! Первична природа, а сознание это только её часть, имеющая место в живых формах организации материи, т.е. часть самой природы.
Последний раз редактировалось Anik 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

О природе множеств

Сообщение grigoriy » 29 ноя 2013, 08:49

anik, я в этой теме в основном ёрничаю, и, думаю, причина вам понятна.
Понятно также, что и отвечать вы мне не должны.
Однако один вопрос я задал серьезно. Хотелось бы, чтобы вы объяснили всё-таки,
что такое "общая картина" в вашем понимании?
Последний раз редактировалось grigoriy 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

О природе множеств

Сообщение Anik » 29 ноя 2013, 10:35

Рубен писал(а):Source of the post
Anik писал(а):Source of the post Почему, начав говорить о множествах, пришлось говорить о такой общей проблеме?
кому пришлось?

Тут, в некотором роде, замкнутый круг: чтобы понять теорию множеств, нужно понять, а как вообще у человека формируется представление о природе. Но, чтобы это понять, нам необходима какая-то логика наших рассуждений.


Это делается вот так (§2):

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Может быть вы думаете, что ваше сообщение явится для меня откровением? Я неплохо осведомлён в данном вопросе. Я изучал книгу "Высшая геометрия" Ефимова Н.В. и не так, чтобы спихнуть, т.е. "сдать кванты", а чтобы самостоятельно разобраться. Там говорится и об аксиоматическом методе и о минимальности, полноте и непротиворечивости аксиом, о роли Гильберта в этом вопросе, и о пятом постулате Евклида, и о роли Лобачевского.
В вашем послании существенен последний абзац:
Обращение к аксиоматике, безусловно, способствует повышению строгости рассуждений. Но весь смысл аксиоматического метода состоит в том, что проводится чёткий водораздел между абстракциями и реальными объектами, образцами которых эти абстракции и являются. Как правило, это не делается, исследователи часто забывают, что в теории имеют дело не с самими реальными объектами, а лишь с их ярлыками. Поэтому бывает трудно установить на чём основан тот или иной вывод - на формальных свойствах, определяемых аксиомами, или житейском опыте.

Здесь есть некоторое (спекулятивное) противопоставление "формальных свойств" и "житейского опыта".
Вот по поводу "формальных свойств" приведу ещё цитату из книги М.М. Постников, "Аналитическая геометрия", стр. 195. (Кстати, тоже неплохая книга, рекомендую).
На первых порах геометры XIX в. исправляли Евклида, оставаясь в вопросах об истинности геометрии по существу на позициях Аристотеля, т.е. они считали, что:
1. Исходные положения: (аксиомы и основные понятия) имеют вполне определённый содержательный смысл; аксиомы истинны в силу своей очевидности.
2. Теоремы истинны, т.к. они выводятся правильными логическими рассуждениями из истинных аксиом.
Эта точка зрения называется содержательной. Развитие математики в XIX и XX вв. привело к некоторому новому уровню дедуктивно-аксиоматических построений, который принято называть формальным. Этот уровень стал необходимым в связи с созданием новых разделов математики, имеющих дело с очень отвлечёнными и мало наглядными конструкциями. Наглядность и очевидность исходных утверждений перестала, тем самым, быть критерием правильности (и полезности) математических построений. Явная формулировка всех аксиом и посылок стала насущно необходимой.
При формально-аксиоматическом построении теории намеренно отвлекаются от содержательного понимания и вопрос об истинности или очевидности аксиом уже больше не ставится. Аксиоматически построенная математическая теория занимается изучением лишь логических следствий из принятых аксиом. Таким образом, формально-аксиоматический подход преодолевает аристотелевский тезис 1.
Дальнейшее углубление дедуктивного метода, связанное с преодолением тезиса 2., возникает при анализе понятия правильного логического вывода. Оказывается, что для логики также возможно чисто формальное построение, отвлекающееся от её содержательного понимания.

Выделенный жирный текст мой.
По поводу "очевидности" исходных понятий и аксиом: да дело не в очевидности, а дело в соответствии реальной действительности. Аксиомы Евклида содержательны не в силу "очевидности" (что очевидно для одного, то не очевидно для другого), а в силу их соответствия реальной действительности. Вот критерий истинности аксиом! Попробуйте через две точки провести две различные прямые. Они сольются!
Между строк проглядывает позиция автора в рассматриваемом вопросе: вот это замечание (в скобочках) о полезности формальных математических построений; об "очень отвлечённых и мало наглядных конструкциях". Я согласен с позицией автора, не в ту степь гребёте господа формалисты! Полезность вашей математики становится сомнительной.
И не надо противопоставлять формальные свойства и житейский опыт (благо, что не написали ещё формальные свойства и обывательские представления).


grigoriy писал(а):Source of the post
anik, я в этой теме в основном ёрничаю, и, думаю, причина вам понятна.
Понятно также, что и отвечать вы мне не должны.
Однако один вопрос я задал серьезно. Хотелось бы, чтобы вы объяснили всё-таки,
что такое "общая картина" в вашем понимании?
Вот если тему не закроют, и вы внимательно будете читать мои посты, то у вас и сложится общая картина. Правда, сложно это сделать, потому, что приходится отвечать на вопросы, и общая картина смазывается, чему ваши посты, не по существу, тоже способствуют.
Последний раз редактировалось Anik 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

О природе множеств

Сообщение grigoriy » 29 ноя 2013, 11:02

Anik писал(а):Source of the post
Вот если тему не закроют, и вы внимательно будете читать мои посты, то у вас и сложится общая картина. Правда, сложно это сделать, потому, что приходится отвечать на вопросы, и общая картина смазывается, чему ваши посты, не по существу, тоже способствуют.

Я думал, вы подразумевали "общую картину мироздания",
а вы, как я теперь понимаю, - "общую картину своей концепции".
Говорим о разном...
Последний раз редактировалось grigoriy 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Рубен
Сообщений: 5756
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:00

О природе множеств

Сообщение Рубен » 29 ноя 2013, 11:10

Anik писал(а):Source of the post Аксиомы Евклида содержательны не в силу "очевидности" (что очевидно для одного, то не очевидно для другого), а в силу их соответствия реальной действительности. Вот критерий истинности аксиом! Попробуйте через две точки провести две различные прямые. Они сольются!
чувственный опыт - это еще не критерий соответствия реальной действительности.

Вы лучше для начала скажите о тех проблемах, которые сейчас стоят перед естествознанием? Знаете, это как в любой технической работе должен быть пункт "актуальность". В чем естествознание испытывает трудности, что вы их хотите разрешать?
Последний раз редактировалось Рубен 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

О природе множеств

Сообщение Anik » 29 ноя 2013, 11:30

grigoriy писал(а):Source of the post
Anik писал(а):Source of the post
Вот если тему не закроют, и вы внимательно будете читать мои посты, то у вас и сложится общая картина. Правда, сложно это сделать, потому, что приходится отвечать на вопросы, и общая картина смазывается, чему ваши посты, не по существу, тоже способствуют.

Я думал, вы подразумевали "общую картину мироздания",
а вы, как я теперь понимаю, - "общую картину своей концепции".
Говорим о разном...
Не общую картину мироздания и не единую теорию поля (хотя непонятно, почему именно "поля"). Это было бы слишком. Я не страдаю манией величия. Имеется в виду, общая картина того, как в разумном начале (общее название ИС, информационная система) формируется представление о природе, о соотношении объектов природы и представлений об этих объектах, а также о первичных понятиях, их именах и о началах различных теорий.


Рубен писал(а):Source of the post
Anik писал(а):Source of the post Аксиомы Евклида содержательны не в силу "очевидности" (что очевидно для одного, то не очевидно для другого), а в силу их соответствия реальной действительности. Вот критерий истинности аксиом! Попробуйте через две точки провести две различные прямые. Они сольются!
чувственный опыт - это еще не критерий соответствия реальной действительности.

Вы лучше для начала скажите о тех проблемах, которые сейчас стоят перед естествознанием? Знаете, это как в любой технической работе должен быть пункт "актуальность". В чем естествознание испытывает трудности, что вы их хотите разрешать?
Могу ответить по поводу актуальности. Мы не испытываем потребности в том, о чём не имеем ни малейшего представления. Другими словами: нам не нужно то, чего мы не знаем.
А по поводу чувственного опыта: у нас нет другого опыта, кроме чувственного. Если кому-то мерещатся черти и он их чувствует, то почему я должен ему верить и тоже "чувствовать" этих чертей?
Последний раз редактировалось Anik 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Рубен
Сообщений: 5756
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:00

О природе множеств

Сообщение Рубен » 29 ноя 2013, 11:36

Anik писал(а):Source of the post Могу ответить по поводу актуальности. Мы не испытываем потребности в том, о чём не имеем ни малейшего представления. Другими словами: нам не нужно то, чего мы не знаем.
ответ не в тему. Я спросил про актуальность вашей концепции какова бы она не была. Вы говорите, что есть проблемы в познании. Я спрашиваю: какие?
Перечисление существующих проблем и есть подтверждение актуальности идеи чего-то там менять.

А по поводу чувственного опыта: у нас нет другого опыта, кроме чувственного. Если кому-то мерещатся черти и он их чувствует, то почему я должен ему верить и тоже "чувствовать" этих чертей?
Если вы ограничиваетесь только чувственным опытом, то и будете всю жизнь сидеть в евклидовой геометрии, и не видать вам ОТО и прочее. Поэтому пользуются еще рациональным мышлением.
Последний раз редактировалось Рубен 28 ноя 2019, 06:40, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test


Вернуться в «Альтернативная наука»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей