СТО для малышей :-)

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 05 ноя 2013, 17:29

Согласно достигнутой договоренности.
Источник: Г. Бонди. Гипотезы и мифы в физической теории. 1972
Я всё-таки изложу суть на случай, если лень полистать источник.
Да и ссылаться, в случае чего, удобнее на пост.

Имеются два инерциальных наблюдателя, движущиеся относительно друг друга
вдоль соединяющей их прямой.
Первый из них посылает второму световые импульсы, временной промежуток между которыми
$$T_s$$ по часам первого. Промежуток времени между принимаемыми импульсами по часам
второго обозначим $$T_r.$$

Нет никаких оснований утверждать, что $$T_r=T_s.$$ - это верно лишь в случае,
если наблюдатели неподвижны друг относительно друга.
В общем же случае:

$$T_r=kT_s.$$ (1)

$$k$$ - коэффициент, который нужно определить. Индексы s, r - от send, receive.

В силу равноправия наблюдателей (1) верно с тем же значением $$k$$ и для случая,
когда второй наблюдатель посылает сигналы, а первый принимет.
Поэтому если принимающий будет без задержки возвращать посылающему его импульсы
(отражать зеркалом, например), то посылающий, очевидно, будет принимать отраженные
импульсы с промежутком $$k^2T_s.$$ Коэффициент $$k$$, очевидно, зависит от скорости $$V$$
наблюдателей относительно друг друга. Причем $$V$$ - скорость, полученная в результате
измерений, произведенных одним из наблюдателей. Найдем связь между $$k$$ и $$V$$.

Изображение

На картинке наблюдатели А и В в момент встречи устанавливают часы на ноль
и обмениваются сигналами (событие 1).
Затем А в момент $$T$$ посылает сигнал (свой второй) вдогонку В (событие 2).
Далее В отражает полученный сигнал (второй от А) в обратном направлении,
или, что то же, посылает в сторону А свой второй сигнал (событие 3).
И, наконец, А принимает отраженный сигнал - второй от В (событие 4).

Временная развертка событий дана в системе отсчета А.
Я думаю, временные метки $$T$$ и $$k^2T$$ на оси Ot понятны.
По этим значениям можно определить время $$t_A$$ для события 3.
Исходя из самого разумного предположения о равной скорости
света туды и сюды, А примет для $$t_A$$ среднее арифметическое
между $$T$$ и $$k^2T:$$

$$\displaystyle t_A=\frac{T}{2}(k^2+1)$$ (2)

Для координаты $$x$$ A может написать два выражения.
Через скорость B $$V:$$

$$x=Vt_A$$ (3)

Через скорость света $$C:$$

$$x=C(t_A-T)$$ (4)

Приравнивая правые части (3) и (4), и подставляя $$\displaystyle t_A$$ из (2) получим:

$$\displaystyle k=\sqrt{\frac{C+V}{C-V}}$$ (5)

Анж, здесь пока останавливаюсь. Если не будет возражений по вышенаписанному,
пойдем потом дальше.
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Анж
Сообщений: 4065
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение Анж » 06 ноя 2013, 11:21

Пока возражений нет, только одно уточнение: осей у нас уже две.
Последний раз редактировалось Анж 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 06 ноя 2013, 14:47

Анж писал(а):Source of the post
Пока возражений нет

Т.е. эта формула

$$\displaystyle k=\sqrt{\frac{C+V}{C-V}}$$

не заставляет вас просыпаться в холодном поту?
Вы её принимаете абсолютно без всякого внутреннего сопротивления?
только одно уточнение: осей у нас уже две.

Это к чему? :blink:
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Анж
Сообщений: 4065
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение Анж » 06 ноя 2013, 17:29

grigoriy писал(а):Source of the post

Т.е. эта формула

$$\displaystyle k=\sqrt{\frac{C+V}{C-V}}$$

не заставляет вас просыпаться в холодном поту?
Вы её принимаете абсолютно без всякого внутреннего сопротивления?

Не знаю, может, я ее воспринимаю по-другому.


Нет никаких оснований утверждать, что $$T_r=T_s.$$ - это верно лишь в случае,
если наблюдатели неподвижны друг относительно друга.
В общем же случае:

$$T_r=kT_s.$$ (1)

Можно же понять и как: до удаляющегося Б расстояние увеличивается, значит сигнал будет задерживаться. Может $$\displaystyle k$$ это поправка на такую задержку.

Ну, давайте до конца дойдем уже, а там видно будет.

grigoriy писал(а):Source of the post
Это к чему? :blink:

На всякий случай. Лоренц вспомнился.
Последний раз редактировалось Анж 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 06 ноя 2013, 19:33

Анж писал(а):Source of the post
Можно же понять и как: до удаляющегося Б расстояние увеличивается, значит сигнал будет задерживаться. Может $$\displaystyle k$$ это поправка на такую задержку.

Не может, а так оно и есть!
Анж писал(а):Source of the post
$$\displaystyle k=\sqrt{\frac{C+V}{C-V}}$$
Не знаю, может, я ее воспринимаю по-другому.

Не понимаю, что значит - по-другому. Она такая, какая есть.
Но вас вроде бы что-то смущает. Что именно?
Вы можете указать на ошибки при выводе этой формулы?
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 07 ноя 2013, 07:13

Анж писал(а):Source of the post
Ну, давайте до конца дойдем уже, а там видно будет.

Да, действительно. А то хожу вокруг да около.

Обратите внимание: ещё ничего существенного, казалось бы, не сделано - нарисована картинка,
расставлены временные метки, - а уже чёт не то. Времена события 3 $$t_A$$ и $$t_B$$ вроде как разные.
Они были бы равны при условии $$k=1.$$ Но даже классическая логика подсказывает, что $$k$$ отличен
от единицы при ненулевой скорости.
И действительно - сопоставление этих времен с использованием найденного выражения
для коэффициента $$k$$ даёт ту самую формулу. Проверьте. Фактически это промежутки
времени между событиями 1 и 3, причем для В это собственное время, т.к. для него
эти события происходят в одной точке пространства, в отличие от А, для которого они происходят
в разных точках.

У Бонди можете посмотреть, как складываются скорости, как связаны коэффициенты k при сближении
и удалении, как решается парадокс близнецов... А вот формулу для сокращения масштабов он
не выводил, и это придется вам сделать самостоятельно, в качестве упражнения на закрепление
материала.

Вот, наконец-то, и подходим к концу.

Изображение

Наблюдатель измеряет длину удаляющегося со скоростью $$V$$ стержня.
Для этого он посылает вдогонку стержню импульс белого света (освещает его), который
возвращается обратно в виде двух отраженных от цветных зеркал импульсов - красного и зеленого.
По разнице времен прихода наблюдатель может вычислить длину стержня.

Если вы для этой ситуации корректно получите формулу сокращения масштабов, значит
материал усвоен, и можно возвращаться в Альтернативу и продолжать отрываться.
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 09 ноя 2013, 18:15

Решение.

Отставание зеленого сигнала в системе стержня:
$$\displaystyle T_s=\frac{2l_0}{c}$$

Отставание зеленого сигнала в системе наблюдателя:
$$\displaystyle T_r=\frac{2l}{c-v}$$

С учетом (1) и (5) из #1:

$$\displaystyle l=l_0\sqrt{1-\frac{v^2}{c^2}}$$

Тему можно закрывать.
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение Anik » 09 май 2014, 07:03

grigoriy писал(а):Source of the post
Согласно достигнутой договоренности.
Источник: Г. Бонди. Гипотезы и мифы в физической теории. 1972
Я всё-таки изложу суть на случай, если лень полистать источник.
Да и ссылаться, в случае чего, удобнее на пост.

Имеются два инерциальных наблюдателя, движущиеся относительно друг друга
вдоль соединяющей их прямой.
Первый из них посылает второму световые импульсы, временной промежуток между которыми
$$T_s$$ по часам первого. Промежуток времени между принимаемыми импульсами по часам
второго обозначим $$T_r.$$

Нет никаких оснований утверждать, что $$T_r=T_s.$$ - это верно лишь в случае,
если наблюдатели неподвижны друг относительно друга.
В общем же случае:

$$T_r=kT_s.$$ (1)

$$k$$ - коэффициент, который нужно определить. Индексы s, r - от send, receive.

Пусть скорость относительного движения этих наблюдателей равна $$v=150000 km/c$$, и эти наблюдатели удаляются друг от друга. Пусть один из них через равные промежутки времени $$\Delta t_1 = 1 c$$ испускает световые импульсы.
Пусть в момент времени $$t_0$$ эти наблюдатели были в одном и том же месте, и первую вспышку второй наблюдатель увидит в момент её испускания.
Теперь подсчитаем промежуток времени между первой и второй вспышками $$\Delta t_2$$, который регистрирует второй наблюдатель. За время $$\Delta t_1$$ (одна секунда) второй наблюдатель удалится от первого на расстояние $$\Delta s=v\Delta t_1$$ т.е. 150000 км, поэтому вторую вспышку, испущенную первым наблюдателем, он увидит на пол-секунды позже, чем она была испущена первым наблюдателем. Ведь свету нужно время $$\delta t=\frac{c}{\Delta s}$$ (пол секунды), чтобы преодолеть расстояние $$\Delta s$$ в 150000 км, на которое успел удалиться второй наблюдатель. Итого, вторую вспышку наблюдатель увидит через время $$\Delta t_2=\Delta t_1+\delta t=1,5c$$, т.е. через 1,5 секунды после первой вспышки.

Подставив значения, получим: $$\Delta t_2=\Delta t_1+\frac{c}{v\Delta t_1}$$.
Или в ваших обозначениях: $$T_s=T_r+\frac{c}{vT_r}$$
Как вы найдёте отсюда $$k$$ я не знаю (для случая, когда расстояние между наблюдателями увеличивается).
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
grigoriy
Сообщений: 11916
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение grigoriy » 09 май 2014, 08:17

Аник, вы рассматриваете схему с тремя наблюдателями: два воображаемых, а третий - вы.
Хотя вас и не просили "третьим быть".
И описываете ситуацию, оперируя промежутками времени по вашим часам, отказывая наблюдателям
в праве на самоопределение, нарушая тем самым конвенцию о равноправии ИСО.
Диктатуре - нет! Дайте наблюдателям возможность самостоятельно распоряжаться бюджетом
своего времени!

Я надеюсь, что за оболочкой иронии вы рассмотрите суть, поймете, что если говорим о скорости,
времени или расстоянии, то надо обязательно упоминать, по измерениям в какой ИСО получены эти величины.
Иначе разговор теряет смысл.

И потом - давайте отходить от школярства, которое только отвлекает, путаясь под ногами, замусоривает разговор.
Имею в виду, что если ввели в рассуждения какую-то "вэ"... проостите, $$V$$, то нахрен уточнять,
что она равна именно 150000? А при 200000 - в корне другой вывод?

Считаю, что пока разговор ни о чем.
Начните с найденных ошибок в моих предыдущих постах, и ткните меня в них носом.
Если не найдете, то и говорить не о чем (в пределах изложенного).
Последний раз редактировалось grigoriy 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test

Аватар пользователя
Anik
Сообщений: 3743
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 21:00

СТО для малышей :-)

Сообщение Anik » 09 май 2014, 09:07

grigoriy писал(а):Source of the post
Аник, вы рассматриваете схему с тремя наблюдателями: два воображаемых, а третий - вы.
Хотя вас и не просили "третьим быть".
И описываете ситуацию, оперируя промежутками времени по вашим часам, отказывая наблюдателям
в праве на самоопределение, нарушая тем самым конвенцию о равноправии ИСО.
Диктатуре - нет! Дайте наблюдателям возможность самостоятельно распоряжаться бюджетом
своего времени!

Я надеюсь, что за оболочкой иронии вы рассмотрите суть, поймете, что если говорим о скорости,
времени или расстоянии, то надо обязательно упоминать, по измерениям в какой ИСО получены эти величины.
Иначе разговор теряет смысл.
Я с самого начала спросил: с каких позиций рассматривать вопрос. Вот я его и рассматриваю с позиций школьника пятиклассника.
Я так понимаю, что речь идёт о началах СТО, и здесь намерились показать противоречие, возникающее в классическом представлениии о времени и пространстве. Так и нужно исходя из классических представлений придти к противоречию. Поэтому и рассматривается задача с позиции школьника.
Как вам такое доказательство теоремы Пифагора: $$a^2=c^2-b^2$$, Перенесём последний член в левую часть, сменив знак, получим: $$a^2+b^2=c^2$$. Теорема доказана!
Говорить заранее о том, что время в различных ИСО может течь по-разному не следует ещё ниоткуда. Пятиклассник об этом не знает.
Последний раз редактировалось Anik 27 ноя 2019, 21:12, всего редактировалось 1 раз.
Причина: test


Вернуться в «Для начинающих»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей