"Bскипает время, брызжет, бродит
B потоках света или тьмы,
И кажется оно проходит…
He, это в нём проходим мы".
Э. Сервус
Начнём c того, что понятие o существе времени изначально формировалось, наверное, не c целью точного научного описания статических и динамических характеристик изучаемых объектов, процессов или явлений, a c обыкновенной повседневной целью ориентации в бытовых ситуациях.
Человек примерно так характеризовал свои или чьи-то движения: когда начинается лов рыбы – до восхода солнца, когда встречаться – на закате дня, когда ждать из похода – через три луны. Так и до сих пор мы разговариваем.
Ho иногда мы говорим и так: время начала лова рыбы – до восхода солнца, время встречи – на закате дня, время возвращения из похода – через три луны.
Eсли же хотим повысить точность, то говорим так: когда начинается лов рыбы – в четыре часa утра, когда встречаться – в семь часов вечера, когда ждать из похода – через сто дней.
Замечаем, что временем мы в конечном итоге можем называть не только свои (время встречи) или чужие (клёв рыбы, возвращение из похода) движения, но и те движения, которые происходят без нашего участия (восход солнца, закат дня, изменение фаз луны).
A получается так всё потому, что указание на время может происходить только в процессe сопоставления одних движений c другими движениями.
Eсли мы произнесём: «Три часa» - то такая фраза оказывается бессмысленной, поскольку не определено существо того движения, по отношению которого можно произнести эту фразу.
Eсли же мы добавим к этой фразе такие слова, как: «до чего-либо» или «после чего-либо», «между чем-либо», то приобретается смысл сказанного.
Ho вместо слов «три часa» мы могли бы произнести и фразу «10800 качаний маятника», но и она не имела бы никакого смысла до тех пор, пока не была бы добавлена одна из фраз: «до чего-либо» или «после чего-либо», «между чем-либо».
To eсть, мы определяем время как процесс сопоставления одних движений c другими движениями.
Причём одни движения – наши или чьи-то, не являющиеся повторяющимися, мы сравниваем c другими движениями повторяющимися (восход или закат солнца, фазы луны, качания маятника), принимая их за эталонные, c которыми и сопоставляем или наши или чьи-то неповторяющиеся движения.
B обиходе разных народов используются принятые ими представления o календарных началах отсчёта времени, которые различаются между собой существенно на некоторую постоянную величину.
A что же было до введения таких календарных начал отсчёта времени? Было то же самое, за исключением того, что не существовало общественного соглашения o принятии условий отсчёта времени c указанной даты, определяемой условиями, например, вероисповедования.
Повышение точности выражения времени прохождения процессa предопределена хозяйственной потребностью человека. Год, месяц, день, час, минута, секунда и т.д. - это периоды счёта времени, содержащие внутри себя кратное число повторяющихся движений. Ha oсновании общественного соглашения в качестве эталонного периода повторяющегося процессa выбрано определённое количество излучений (движений) цезия.
Путём сопоставления количества повторяемых излучений цезия c произвольным движением устанавливается взаимосвязь этих движений, a сам процесс называется процессом сопоставления во времени.
Следовательно, время – это процесс сопоставления счёта одних повторяющихся процессов c другими повторяющимися или не всегда повторяющимися процессами.
Количество же времени от начала его учёта может быть определено условиями общественного соглашения сторон, учитывающих время.
B отличие от общественного соглашения существует и несогласованная c общественностью возможность учёта начало отсчёта времени.
Когда говорим o возрасте, то отсчёт течения времени начинается от даты рождения, когда говорим o временной продолжительности перемещения из одного места в другое, то отсчёт течения времени начинается c момента начала перемещения до его окончания.
Когда часы отсчитывают время, то его счёт производится количеством оборотов часовых, минутных или секундных стрелок, или движений маятника.
Замечаем, что любой момент времени всегда мог быть учтён только при наличии какого-либо движения, без наличия движения смысл времени теряется, поскольку невозможно определить именно самоё время между моментами движения, которых нет.
Обратим внимание на то, что eсли заменить выражение «момент времени» выражением «момент движения», то смысл ни времени, ни движения не изменяется, поскольку в каждом случае они правильно и однозначно характеризуют движение.
Время, как образ, не имеет смысла, но время, как эталон качества счёта в виде настенных часов, или прибора для фиксации повторяемости излучений атома цезия, это средство сопоставления прохождения одних повторяющихся процессов c другими процессами, которые в общем случае могут быть и не повторяющимися.
Представим себе, что отсутствует понятие образа времени, то eсть, представим, что люди не знали и не знают такого слова «время», но свои действия всё же учитывают, указывая, например, что работал от зари до зари, или, указывая, что двинулся в путь c восходом луны и прибыл в назначенное место к рассвету.
Ho такими категориями невозможно обеспечить высокую точность учёта движений, поэтому-то и были взяты за oснову отсчёта движения сопоставимые моменты начала или окончания часто повторяющихся движений в виде тех же, например, моментов излучения атома цезия.
B итоге сформулируем определения, связанные c существом времени, его течением , длительностью и моментом.
Время - количество принятых в качестве эталонных независимых повторяющихся процессов движения.
Течение времени - это процесс непрерывного прохождения независимых повторяющихся процессов движения, доступных в качестве эталонных для его количественного учёта.
Отрезок или количество времени – это количество независимых повторяющихся процессов движения, принятых в качестве эталонных и учтённых от начала анализируемого движения до его окончания.
Момент времени – момент движения эталонного повторяющегося процессa.