Связь физики и музыки.
Добавлено: 27 апр 2014, 07:06
Хотелось бы продолжить разговор о теории музыки.
Под теорией обычно понимается какой-то объективный, логический анализ явления, который можно описать языком математики.
Можно прочитать много учебников по гармонии, но все они в некотором роде эмпирические и состоят из набора каких-то правил, основанных на субъективных, выработанных историческим, эволюционным путём представлениях: что есть хорошо и желательно, а что не очень. Но, откуда берутся такие правила? Это просто дань музыкальной моде, принятой в данное время?
Так давайте попробуем объяснить гармонию аккордов и мелодий сразу исходя из физических и математических соображений.
Основной вопрос, который меня мучает, это откуда взяты интервалы натуральной диатонической гаммы, например, до, ре, ми, фа, соль, ля, си? Почему интервалы в пределах октавы (по равномерно темперированной шкале) должны быть именно такими: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон? Почему нот в гамме именно семь?
Попробуйте пропеть ноты гаммы, остановившись на ноте «си». Чувствуется какая-то незавершённость, неправда ли? Так и хочется добавить очередную ноту «до» из следующей октавы, чтобы эта музыкальная фраза завершилась. Если же исключить ноту си из гаммы, и снова её пропеть, то появится ощущение, что чего-то не хватает. Но, может быть мы только привыкли к её присутствию?
Эта последовательность нот устанавливает для ноты «до» какую-то особенность как основного звука – тоники.
С другой стороны, если все ноты гаммы проиграть одновременно как аккорд (сев на клавиатуру рояля) то мы не услышим благозвучного звучания.
Так вот, можно ли как-то обосновать наличие именно таких звуков в гамме?
Интересна ли такая постановка вопроса?
Под теорией обычно понимается какой-то объективный, логический анализ явления, который можно описать языком математики.
Можно прочитать много учебников по гармонии, но все они в некотором роде эмпирические и состоят из набора каких-то правил, основанных на субъективных, выработанных историческим, эволюционным путём представлениях: что есть хорошо и желательно, а что не очень. Но, откуда берутся такие правила? Это просто дань музыкальной моде, принятой в данное время?
Так давайте попробуем объяснить гармонию аккордов и мелодий сразу исходя из физических и математических соображений.
Основной вопрос, который меня мучает, это откуда взяты интервалы натуральной диатонической гаммы, например, до, ре, ми, фа, соль, ля, си? Почему интервалы в пределах октавы (по равномерно темперированной шкале) должны быть именно такими: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон? Почему нот в гамме именно семь?
Попробуйте пропеть ноты гаммы, остановившись на ноте «си». Чувствуется какая-то незавершённость, неправда ли? Так и хочется добавить очередную ноту «до» из следующей октавы, чтобы эта музыкальная фраза завершилась. Если же исключить ноту си из гаммы, и снова её пропеть, то появится ощущение, что чего-то не хватает. Но, может быть мы только привыкли к её присутствию?
Эта последовательность нот устанавливает для ноты «до» какую-то особенность как основного звука – тоники.
С другой стороны, если все ноты гаммы проиграть одновременно как аккорд (сев на клавиатуру рояля) то мы не услышим благозвучного звучания.
Так вот, можно ли как-то обосновать наличие именно таких звуков в гамме?
Интересна ли такая постановка вопроса?