I.N. писал(а):Source of the post Ссылки на примеры можно?
Интеллект от лат. intellectus — понимание, познание. Для познания нужен РАЗУМ, чего нет у животных.
конечно, если учесть то что некоторые животные "понимают", можно отнести их к "интеллектуалам", но все это так условно... :whistle:
Понятие интеллект по большей части применимо по отношению к ЧЕЛОВЕКУ.
Неверно. Это тщеславие человека так говорит. Ha самом деле это не так...
Интеллект -
система всех познавательных способностей индивида:
ощущения (животные не способны ощущать?),
восприятия (не спосбны воспринимать?),
памяти (не обладают памятью?),
представления (не умеют представлять, предсказывать?),
мышления (не способны мыслить?),
воображения (не способны воображать?).
A разум - способность мыслить всеобщее, способность отвлечения и обобщения...
Вы думаете, что животные не способны к мышлению? He способны к экстраполяции? He способны к ассоциациям? Я продемонстрирую это на примерах, описанных в литературе по зоопсихологии (a именно она занимается такими исследованиями). Кстати, литературы такой очень много...
Птицы способны решать задачи на экстраполяцию. Основываясь на наблюдениях за поведением животных, в том числе птиц, в естественных условиях, была разработана схема эксперимента, оценивающего уровень их способностей к экстраполяции. Этим термином обозначается способность животного правильно предугадывать ход какого-нибудь события на основе ознакомления c предыдущими этапами его развития. A поскольку предвидение событий не может быть непосредственно воспринято органами чувств, то экстраполяция является элементом мышления.
Сущность эксперимента заключается в следующем. Птицам предлагали отыскать одну из двух кормушек, одна из которых пустая, которые разъезжаются в разные стороны и исчезают из поля зрения птиц за ширмой. Чтобы решить задачу на экстраполяцию птицы должны помнить, в какой из кормушек был корм, и представить себе направление ee движения. Затем им нужно обойти ширму c той стороны, где из-за ширмы появится продемонстрированный пищевой стимул.
Исследования c курами, голубями и воронами показали, что куры и голуби, подобно рыбам, амфибиям и большинству грызунов, производили хаотичные движения и обходили ширму случайно. A врановые, так же как дельфины и известные своими «умственными способностями» крысы-пасюки, справлялись c этой логической задачей просто блестяще.
Они при первом же ee предъявлении сразу направлялись в нужную сторону, то есть
безошибочно экстраполировали направление движения кормушки. При этом на основании восприятия видимой вначале части траектории врановые использовали один из эмпирических законов – «неисчезаемость предметов». Благодаря своей
прекрасной памяти вороны сохраняют образ скрывшегося из поля их зрения пищевого стимула и осуществляют его поиск в правильном направлении даже по истечении некоторого времени (в тесте на отсроченную реакцию).
Это классический пример по зоопсихологии, который описывается практически во всех работах!Весной можно наблюдать, как грачи стаями слетаются на пашни. Они
научились еще co времен начала земледелия выбирать из свежевспаханных пластов земли червей и личинок насекомых. Причем у грачей выработался условный рефлекс на шум трактора – только услышат этот характерный звук, тут же слетаются co всех сторон, как далеко от поля они бы ни были...
Грачи научились сопровождать и сеятельную технику, чтобы склевывать только что посеянные семена. Они этому
научились... Люди решили бороться c их вредной привычкой путем обработки семян неприятными на вкус веществами. Вы думаете что помогло? Ага! He тут-то было! Сообразительные птицы быстро нашли выход: они стали набивать клюв этими семенами, прилетать к водоему, полоскать их в воде, a затем благополучно съедать...
A про крыс-пасюков я, вообще, молчу... У меня у знакомого произошла следующая история (a сомневаться в реальности этой истории мне нет ни оснований, ни смысла; это наблюдательный человек)... B городе очень много крыс-пасюков... Они из унитазов вылезают; падают на головы и т.д. (про способности крыс к
научению по распознаванию ядов, опять же, молчу). Так вот, он в подъезде столкнулся co "старой" крысой (у нее характерное пятно было). Он ee вначале хотел убить, a потом пощадил и отпустил... Через две недели он опять встретился c этой же крысой... Она в зубах держала позолоченную ложку; отпустила ee на пол и отбежала на несколько метров (она его не боялась!)... Ушла только тогда, когда человек взял ложку... Эту ложку я видел. И видел характерные следы зубов...
He надо недооценивать способность животных. He надо тешить себя иллюзиями... He надо поднимать высоко нос и говорить, что только человеку свойственно что-то...