Andrew58 писал(а):Source of the post В примере с игральной костью происходит макроскопический коллапс вероятности - переход от состояния "набор вероятных возможностей" к состоянию "реальное положение+упущенные возможности". Два вопроса: как объективно описать переход состояний и можно ли установить характерную точку перехода и приписать ей определённое время? Какую модель порекомендует философия?
Я не философ, но тем не менее могу с полной определенностью сказать, что философия не порекомендует вам какую-то модель. Философия занимается методологией, но не занимается предметами других наук. Но на ваши вопросы могу попробовать ответить.
1) Я не вижу никаких проблем в описании перехода из одного состояния в другое, не важно, это переход синусоиды через в.м.т. или переход кубика из состояния полета в состояние покоя на столе. Здесь вам, возможно, потребуются дополнительные пояснения. Я готов их дать. Спрашивайте.
2) Точка перехода состояний вполне определенна - это, грубо говоря, момент прекращения движения кубика. Говоря более точно, этот момент наступает чуть раньше: когда движение кубика приводит его в состояние, в котором внешние силы уже не дают ему возможности принять какое-либо из оставшихся пяти положений. Возможно, и тут вам потребуются пояснения. Спрашивайте. Но может быть вам поможет и такая аналогия. Упрощаем нашу систему, т.е. вместо кубика возьмем шарик и бросим его вниз на стол. Каким образом шарик перейдет из состояния свободного падения в состояние покоя? Можно ли это описать? Нужно ли учитывать и в каких случаях упругость стола и молекулярные деформации его поверхности и поверхности шарика? А возможность изменения траектории шарика вследствие порыва ветра от внезапно открывшейся двери, особенно если шарик не металлический, а теннисный? Я думаю, в вашей задаче ответ мешает получить что-то похожее на сомнения, похожие с прозвучавшими в моем последнем вопросе.
Я еще хотел бы попросить вас, если мой стиль ответов вас раздражает, искать ответы у других людей. Если мой стиль ответов раздражает, это не от того, что мне хочется кого-то подразнить, а от того, что мое мировоззрение не вполне согласуется с вашим. Но это вполне естественно: трудно найти людей, понимающих друг друга с полуслова.