Никифор писал(а):Source of the post Вот, елки палки, чёт до меня все равно не доходит. Глуп, наверно! Завтра сдавать, ну ладно что нибудь придумаю...
Говорю Вам вновь и вновь спасибо!
ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА.
1) Перевод из двоичной системы в 4-ричную.
Двоичное число разбивает на группы по две двоичные цифры в группе, начиная c младших цифр. Затем каждую группу заменяем одной 4-ричной цифрой по правилу
00 - 0
01 - 1
10 - 2
11 - 3.
Пример: 0011010 = 0 01 10 10 - двоичное, = 0122 - 4-ричное.
2) Перевод из двоичной в 8-ричную.
Двоичное число разбиваем на группы по 3 цифры в группе, начиная c младших. Затем каждую группу заменяем одной 8-ричной цифрой по правилу
000 - 0
001 - 1
010 - 2
011 - 3
...
111 - 7
Пример: 0011010 = 0 011 010 - двоичное, = 032 - 8-ричное.
3) Перевод из двоичной в 10-ю.
Просто вычисляем. Пример:
![$$ (0011010)_2 = 0 * 2^6 + 0 * 2^5 + 1*2^4 + 1*2^3 + 0*2^2 + 1*2 + 0 =26_{10} $$ $$ (0011010)_2 = 0 * 2^6 + 0 * 2^5 + 1*2^4 + 1*2^3 + 0*2^2 + 1*2 + 0 =26_{10} $$](http://fx.ifz.ru/tex2.php?d=120&i=%24%24%20%280011010%29_2%20%3D%200%20%2A%202%5E6%20%2B%200%20%2A%202%5E5%20%2B%201%2A2%5E4%20%2B%201%2A2%5E3%20%2B%200%2A2%5E2%20%2B%201%2A2%20%2B%200%20%3D26_%7B10%7D%20%24%24)
.
4) Перевод из двоичной в 16-ричную.
Двоичное число разбиваем на группы по 4 цифры в каждой, начиная c младших. Затем каждую группу заменяем одной 16-ричной цифрой по правилу
0000 - 0
0001 - 1
0010 - 2
0011 - 3
0100 - 4
...
1111 - F
Пример: 0011010 = 001 1010 -двоичное, = 1A шестнадцатиричное.
5) Перевод из 16-ричной, 8-ричной, 4-ричной в двоичную.
Каждую цифру в соответствующей системе заменяем в соответствии c приведенными выше таблицами.
6) Перевод из (16, 4, 8)-ричной в (16, 4, 8)-ричную.
Сначала переводим в двоичную, a затем в нужную нам систему.
7) Перевод из 16-ричной в 10-ю.
Так же, как и для двоичной, простым умножением.
Пример:
![$$ 1A_{16} = 1 * 16 + 10 = 26_{10} $$ $$ 1A_{16} = 1 * 16 + 10 = 26_{10} $$](http://fx.ifz.ru/tex2.php?d=120&i=%24%24%201A_%7B16%7D%20%3D%201%20%2A%2016%20%2B%2010%20%3D%2026_%7B10%7D%20%24%24)
.
Перевод из (4, 8)-ричной в десятичную.
Совершенно аналогично.
9) Перевод из 10-ной в 2-ную.
Делим число на 2 и запоминаем остатки до тех пор, пока не получим частное, меньшее 2. Затем выписываем остатки в обратном порядке.
Пример:
![$$ 26 = 2 * 13 + 0 \to (0), \\ 13 = 2 * 6 + 1 \to (1), \\ 6 = 2 * 3 + 0 \to (2), \\ 3 = 2 * 1 + 1 \to (3), $$ $$ 26 = 2 * 13 + 0 \to (0), \\ 13 = 2 * 6 + 1 \to (1), \\ 6 = 2 * 3 + 0 \to (2), \\ 3 = 2 * 1 + 1 \to (3), $$](http://fx.ifz.ru/tex2.php?d=120&i=%24%24%2026%20%3D%202%20%2A%2013%20%2B%200%20%5Cto%20%280%29%2C%20%5C%5C%2013%20%3D%202%20%2A%206%20%2B%201%20%5Cto%20%281%29%2C%20%5C%5C%206%20%3D%202%20%2A%203%20%2B%200%20%5Cto%20%282%29%2C%20%5C%5C%203%20%3D%202%20%2A%201%20%2B%201%20%5Cto%20%283%29%2C%20%24%24)
следовательно,
![$$ 26_{10} = 11010_{2} $$ $$ 26_{10} = 11010_{2} $$](http://fx.ifz.ru/tex2.php?d=120&i=%24%24%2026_%7B10%7D%20%3D%2011010_%7B2%7D%20%24%24)
. B скобках указан разряд, в котрый ставится остаток. Самый старший разряд - это последний делитель (нашем случае - 1).
10) Перевод из 10-й в (16, 8, 4)-ричную.
Аналогично, только делить нужно на 16, 8, или 4 соответственно. A можно перевести сначала в двоичную систему и затем в нужную.